Печорин – герой романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Он появляется в первой главе романа как новый офицер, пришедший на службу в Кавказскую армию. Сразу же становится ярким примером того, что называется «лишним человеком».
Понятие «лишний человек» не ново. В художественной литературе это понятие было введено русским философом И.А.Евтушенко в конце XIX века. Это название получили те литературные герои, которые бесцельно блуждают в жизни, чувствуя себя несчастными и одинокими. Никаких связей, никакой жизненной позиции - это их главная проблема. Реальность, которая их окружает, кажется пустой, бесполезной и не требующей участия.
Пешеходное путешествие, которое Печорин решил совершить, - первый повод стать лишним человеком. Похоже, что едва ли он ждал чего-то от своего путешествия. Но уйдя со своей бригадой и отправившись в горы Кавказа, чтобы провести несколько дней в изучении местных достопримечательностей, он не нашел удовольствия в пейзажах. Его чувства были холодными, его реакция на окружающую природу была негативной. Ему не удалось найти в этом путешествии ничего, что могло бы победить его ощущение скуки и грусти. Он не мог насладиться животворящей силой природы, он не мог ощутить радость от любых новых красот, которые представлялись ему. Печорин оставался равнодушным к миру вокруг него.
Затем второй момент, когда Печорин стал лишним человеком, когда он познакомился со своей первой любовью. Мими, девушка, которая уже покорила его сердце, тщетно пыталась изменить его, чтобы он смог почувствовать то, чего он никогда не испытывал. Но все ее попытки оказались безуспешными – Печорин оставался неподвижен, равнодушен к тому, что она делала или говорила.
Следующий момент, когда Печорин стал лишним, это встреча с негодяем Грушницким. Грушницкий, в отличие от Печорина, был настроен активно и уверенно. Но, несмотря на то, что Грушницкий мог быть ненадежным, он, в отличие от Печорина, ведом врагом своей жизни. Печорин же, как и всегда, вел себя безжизненно и пассивно, его жизненная позиция не позволяла даже принять сторону в этой вражде. Он был зрителем этих событий, наблюдая со стороны.
Еще одна причина, почему Печорин стал лишним человеком, это его отношение к народу Кавказа. Он далек от понимания племенного образа жизни, которым живут тамошние жители. Его не интересует культура, традиции и обычаи местных людей, он не понимает их мировоззрение и национальные особенности. В его жизни они не имеют никакого места.
Кроме того, Печорин является примером отсутствия жизненных целей и моральных принципов. Он не имеет планов на будущее. Он не ценит жизнь и не боится смерти. Он не верит в любовь и не уважает женщин. Он способен обманывать и предавать своих друзей и знакомых. Он не имеет своего мнения, и он готов менять его в зависимости от обстоятельств.
Конечно, все это утрировано, и Печорин имеет некоторые свои положительные качества. Он обладает интеллектом, образованием и глубоким пониманием жизни. Он способен лиризму, меланхолии и своему образу мысли. Но все это не может перекрыть тот факт, что Печорин не обладает смыслом жизни или определенной целью, и его жизненные фонды сопоставимы с нулем.
Таким образом, можно сказать, что Печорин стал лишним человеком из-за своего внутреннего состояния, отсутствия у него целей, моральных принципов и жизненной позиции. Он не нашел удовлетворения в путешествии, любви, дружбе или в родном народе. Он не знал, что он хочет и не мог решить, что он должен делать. В конце концов, он оказался лишним, просто бесцельно живущим человеком, ничего не ставящим себе в цель, и это стало его причиной глубокой апатии и невероятной одиночества.