Один из самых известных романов М.Ю. Лермонтова - "Герой нашего времени" - часто ставит читателей перед вопросом, почему главного героя, Печорина, называют "лишним человеком"? Для ответа на этот вопрос нужно провести анализ характера и поступков Печорина, а также внешних и внутренних факторов, оказывающих на него влияние.
В первую очередь, следует сказать о том, что Печорин - это типичный представитель своего времени. XIX век был временем глубоких изменений: старые порядки менялись, появлялись новые идеи и образцы поведения, растущая индустриализация метаморфозировала жизнь населения. К тому же, Лермонтов написал свой роман, будучи отчасти продуктом этой эпохи; следовательно, Печорин - это во многом вымышленный персонаж, созданный автором как образ и олицетворение своего времени.
Печорин - это прежде всего человек, не совсем приспособленный к обществу. Варианты терминологии, применяемые к нему, можно было бы назвать разными: от бунтаря, который отказывается следовать нормам и правилам, до самодовольного молодого человека, уверенного, что его точка зрения является единственно правильной.
С одной стороны, это отчасти объясняется созданием Печорина Лермонтовым как образом модерна. Он выделяется из толпы не столько своими интеллектуальными способностями, сколько своей индивидуальностью и неповторимостью, которые передаются писателем через его характер и особенности. Печорин не просто является культурным персонажем, а людьми, которые знают его в реальной жизни, он кажется подозрительного характера, лишенным проявлений эмпатии и внимания к окружающим.
С другой стороны, Печорин отказывается от ясных образцов поведения и открыто нарушает социальные правила и общепринятые нормы. Он трансформирует свои эмоции и потребности в собственный базис морали и поведения и тем самым поставляет для Лермонтова объект для критического анализа буржуазной морали.
Наибольшее внимание Печорин уделяет своим поискам. Ему необходимо найти связь между своей жизнью и "значимым миром". Он не просто идет по пути стандартной жизни, в которой предопределены определенные стадии и события. Он ищет полное погружение в себя, свою внутреннюю сущность и совсем не интересуется общением с другими. Он как бы отказывается делиться с окружающими своими душевными переживаниями и стремится найти свою истинную сущность.
В процессе своих путешествий он встречает разных людей и переживает много приключений, но в конечном итоге находит только свою собственную пустоту. Его бурные желания и интересы резко противоречат традиционным общественным ценностям, и он оказывается вне общества, вынужденный одиноко блуждать вокруг собственной личности. Печорин ищет свое место в жизни, но не может найти его внутри себя и остается "лишним человеком" в компании других людей.
Важно отметить, что Печорин также отличается особенной чертой своего характера - цинизмом. Он постоянно приходит к выводу, что ничего не имеет значения, и живет без всякого смысла. Он выражает свои мысли о мире в печальных и циничных диалогах с другими персонажами романа - это делает его кажущимся бесчувственным и презрительным.
В целом, Печорин - это типичный представитель модернизма Лермонтова, который не удовлетворяет традиционным общественным нормам. Он выражает скрытые страхи и метафизические потребности личной жизни, но не может найти себе место в реальности социальной природы человека. Он вспоминает себя самого как существа больше, чем мечтательный поисковик, который никогда не найдет истинного смысла в жизни.
Таким образом, можно сказать, что Печорин "лишний человек", так как он не может найти свое место в обществе, не находит истинного смысла в жизни и выражает свою личность и свои потребности внутри себя, вне существующих норм и правил. Он отражает сущность модернистской личности, неудовлетворенной стандартными общественными рамками и ищущей свое пространство в мире.