Главный герой Гоголевского романа «Мертвые души», Павел Иванович Чичиков, пользуется своим сообразительным умом и обаятельностью, чтобы обмануть людей и нажить богатство. Он придумывает замысел, который кажется ему гениальным – покупать умерших крестьян и представлять их как живых, чтобы получить кредиты на это имущество. Этот замысел не только является незаконным, он также нарушает моральные нормы и ценности.
В первую очередь, такой замысел противоречит основным принципам справедливости и законности. Права на имущество, включая земельные участки, принадлежат живым людям, а не умершим. Поэтому Чичиков, который покупает мертвые души, не имеет права на это имущество, а это является нарушением закона.
Однако главное зло в замысле Чичикова заключается в его характере. Он не только пытается получить финансовую выгоду за счет обмана других людей, но и ущерба их чувствам и достоинству. Крестьяне в романе относятся к Чичикову с доверием и ожидают от него уважения и объективности, ведь он представляет себя как богатого и образованного человека. Однако он использует это доверие и их наивность и простодушие, чтобы получить финансовую выгоду и не обязательно помочь им.
Более того, Чичиков подчиняет своим интересам всё, даже когда это противоречит гуманистической этике, которую было развиваемо в русской культуре. Он не задумывается о том, как его действия могут повлиять на жизнь этих людей, насколько это несправедливо и повергает их в еще большую скорбь и бедность. Он извращает мировоззрение людей, оскверняет минимальные моральные стандарты, перегибая доверие отдельных людей и превращая их за короткое время в манипулируемых личностей. Он убивает всё доброе и человеческое в своей душе. Это заставляет его действия крайне преступительными по-своей сути.
Финальным моментом того, что Чичиков действительно хитрец, обманщик и извращатель всех основных культурных ценностей, является тот факт, что он сам не верит в справедливость и гуманизм, на которых базируется общество. Его действия диктуются чисто собственными целями и пользой, не обращая внимания на более высокие понятия и унижая людей своими действиями.
В итоге можно сказать, что замысел Чичикова является преступным и противоречит фундаментальным принципам законности, морали и этики. Он извращает нравственные ценности и справедливость, унижает своих земляков, обманывает их доверие и личные интересы, ценя свои выгоды намного выше, чем все остальные. Его замысел не только нарушает закон, но и причиняет моральный ущерб людям, которые уже находятся в неблагоприятном положении. Это говорит о том, что он сам не обладает душевной чистотой, человечной заботой и уважением к своим землякам. Поэтому он заслуживает осуждения и наказания за свои действия. Он становится тем, кого никакие заботы, человеческие тревоги, конечно, не волнуют, а денежные знаки материальных интересов его убеждают в их надежности и правомерности, давая возможность его цинизму и аморальности расправляться с жертвами без малейшего соучастия в их страданиях их жизни.
Как видно из вышесказанного, замысел Чичикова преступен во всех отношениях. Он не только является нарушением закона, но и нарушает моральные и этические принципы, которые должны лежать в основе человеческой жизни. В действительности, подобные действия показывают, что Чичиков, и люди с похожими нравственными принципами на него, едва ли способны на сочувствие, жалость и сопереживание к своим ближним. Именно такое отделение от людей и неспособность к пониманию чужой боли и горя являются признаком тотального недуховного скрежета в характере Чичикова.