Вопрос о том, почему Воланд появляется в Москве, имеет сразу несколько аспектов, которые можно рассмотреть. Прежде всего, следует обратить внимание на автора произведения, Михаила Булгакова, и его мотивы.
«Мастер и Маргарита» - роман, написанный в условиях тоталитарного режима в СССР, а сама история разворачивается в Москве. Воланд как раз и является одним из центральных персонажей, вносящим необычность, загадочность и определенную мистическую составляющую в сюжетную линию.
Первый аргумент, который можно обратить внимание – отсылка к библейской тематике. Воланд в произведении предстает в виде дьявола, признаки которого, согласно библейской символики, связаны с Москвой и Россией. Ведь Москва воспринимается как духовный центр страны, именно здесь сосредоточены множество храмов, монастырей и церквей, а также сложился особый духовный облик этого города, связанный с историческими событиями и национальной культурой.
Далее, следует упомянуть исторический контекст времен Мастера и Маргариты. События происходят в СССР первой половины ХХ века, в период послереволюционного строительства социалистической страны. Интересно, что Воланд – как символ зла и деструкции – появляется именно в Москве в такое временное событие. Из этого можно сделать вывод, что автор пытается подчеркнуть определенную иронию и многогранность своего произведения, а также указать на то, что даже в самых святых местах может существовать тьма.
Еще один аспект, который следует учесть – это использование таких элементов фольклора и мифологии, которые связаны именно с Москвой и ее окрестностями. Воланд и его спутники, как сущности сверхъестественного мира, могут быть интерпретированы как образы архетипов, таких как чародей, колдун и иной магический персонаж. Более того, в мифологии России есть свои аналоги – колдуны и ведьмы, воплощения добра и зла. Такие образы тем или иным образом связываются и с Москвой и ее окрестностями. Воланд, появляясь в Москве, становится связующим звеном между вымышленным и реальным мирами.
Еще одним аспектом, который можно рассмотреть и который отражает особенности Москвы как города и ее символические связи – это именно места, которые выбрал Воланд для своих появлений. Он появляется в различныхисторических и культурных местах города, таких как Патриаршие пруды, Варвара-роща, Большая Садовая улица и др. Размещение Воланда в этих конкретных местах может быть интерпретировано как символическое обращение к истории и культуре Москвы. Воланд является своего рода провозвестником перемен, который приходит в город, чтобы породить хаос и смятение, а также вывести на чистую воду и судить людей за их поступки и судьбы.
Кроме того, необходимо упомянуть роль Москвы в общем смысле для судьбы русского народа и русской культуры. Задумка Воланда по возвращению Мастера и Маргариты в Москву может быть связана с идеей возвращения к истокам, к корням, к настоящей сущности русского духа и традиций. Воланд, являясь своего рода испытанием, которому подвергаются герои произведения, может быть рассмотрен как метафора для страны и ее народа. Автор через этого загадочного персонажа заставляет нас задуматься о своем пути, о своих поступках и о последствиях, которые могут произойти при соприкосновении с "дьяволом".
Таким образом, появление Воланда в Москве может быть рассмотрено с разных точек зрения – как символический акт, обращение к истории и культуре города, связь с библейской тематикой и мифологией, ирония и многогранность произведения. Эта множественность аспектов позволяет произведению Булгакова оставаться актуальным и интересным даже сейчас, спустя много лет после его написания. Ответить на вопрос о появлении Воланда в Москве полностью и учесть все эти аспекты одновременно сложно, так как каждый из них найдет истоки в различных исторических, культурных и философских контекстах. Но именно эта многогранность и богатство значений делает произведение Булгакова таким сильным и уникальным.