Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" является сложным и многоаспектным произведением, в котором важное место занимает любовная линия между Маргаритой и Воландом. В данном контексте уместно рассмотреть, почему Воланд выбрал именно Маргариту своей королевой.
В начале романа Воланд, как и весь его свита, появляется в Москве в качестве вольтеровской труппы и устраивает "шабаш" в квартире известного поэта Берлиоза. Маргарита же встречается с ним позже, когда уже стала героиней второй части романа — "Маргариты". Здесь её встречает Азазелло, которому властелин тьмы безуспешно ищет жертву, которую можно было бы отправить в Ад взамен на допущенные грехи.
Маргарита выделяется среди других женщин романа своими качествами: она не материально обеспечена и не богата, но обладает сильной волей, твёрдостью характера и готова на риски и жертвы ради своих чувств. Вместе с тем Маргарита не ограничивается только любовью к своему избраннику, она также чувствует ответственность за окружающих и стремится помочь им (это проявляется в её неоднократной помощи Мастеру).
Воланд видит в Маргарите не просто жертву для своих дьявольских игр, но и достойную соперницу, у которой достаточно смелости и решимости, чтобы противостоять ему. Она выделяется из других персонажей на фоне гражданской бюрократии, наивности и силы привычки. Вместе с тем, Воланд ощущает глубокое уважение к Маргарите за её мужество и необычность.
С другой стороны, Воланд также выбрал Маргариту по двум прочным причинам. Во-первых, он знает, что Маргарита не согласится играть в его игры, поэтому, чтобы избежать травмы правил, ему нужна надёжная королева, которая сможет разбираться в любой неожиданной ситуации. Маргарита демонстрирует такую способность в различных моментах книги, готова принимать решения в сложных ситуациях и соответственно действовать.
Во-вторых, Маргарита имеет ключевую роль в "игре" Воланда с Мастером, чьё творчество посвящено Иешуа Га-Ноцри. Воланд хочет доказать Мастеру, что правда может быть устроена по-другому, чем того требуют правящие круги. Таким образом, Маргарита становится не просто фигуркой в дьявольской игре, но сопровождающим персонажем, который должен оказать поддержку Мастеру в его борьбе против принуждения контрреволюционными силами.
Таким образом, выбор Маргариты в качестве королевы Воланда обусловлен не только её личными качествами, но и ролью, которую она играет в "игре" главного злодея романа. Она должна стать не только защитным щитом Воланда, но и знаковой фигурой в борьбе за свободу творческой личности Мастера.