Симфония Шуберта с малой драматической авардакцией, известная также как "неоконченная", стала одной из самых известных и таинственных произведений классической музыки. И уже более двухсот лет эта симфония вызывает необычайный интерес у меломанов и музыковедов.
Эта симфония была написана Францом Шубертом в 1822 году, в то время, когда он уже болел сифилисом и делал свои последние музыкальные работы. По одной из версий, выполнение первых двух частей было послано друзьям композитора еще в 1823 году, а через год после смерти Шуберта вышла полная запись произведения на бумаге. Если верить этой версии, то симфония не является неоконченной, а является завершенным творением композитора. Однако в реальности симфония была выполнена публично только в 1865 году в Австрии. До этого времени творение было забыто и не было выставлено на широкую публику.
Одной из главных причин, по которой симфония Шуберта получила название "неоконченная", является тот факт, что композитор написал только два эпизода из планировавшихся четырех. Когда композитор умер, первые две части были готовы, а две последующие были лишь частично записаны и лишь набросками изображены. Возможно, композитор не успел довести эту работу до конца, из-за того, что стал жертвой сифилиса. Однако другие заявляют, что Шуберт не имел намерения дополнить симфонию, потому что она для него уже была завершенной. В этом случае симфония становится неоконченной не в смысле "невыполненной", а в смысле завершения правильной формы произведения.
Однако есть другое объяснение, почему симфония Шуберта называется "неоконченной". Есть предположение, которое основано на исследовании переписки знаменитого музыканта Йозефа Непомука Хуммеля, который был учеником и другом композитора. Хуммель, как утверждают историки, стал одним из первых, кто получил копию этой симфонии. По его словам работа была "завершена", хотя Шуберт не имел намерения дополнить ее. Хуммель также заявил, что Шуберт попросил его не выставлять симфонию публично и не печатать ее, но не сообщил, почему. Возможно, композитор не был уверен, что творение стало именно таким, каким он хотел его увидеть. Интересно, что многие композиторы, включая Бетховена, оставляли свои работынезавершенными и даже выкидывали большое количество материала, который для них не казался достаточно качественным. Возможно, и Шуберт поступил таким образом и решил, что эта симфония не достигла своего идеала.
Некоторые музыковеды считают, что Шуберт не осмелился завершить симфонию, потому что ему не хватало тяги к совершенству и уверенности в своих способностях. Он был слишком критичен по отношению к своим произведениям и поэтому не довел это творение до конца. Эта версия подтверждается тем, что Шуберт был человеком с высокой музыкальной культурой и большими творческими запросами. Шуберт мечтал написать симфонию лучше, чем Бетховен, и он понимал, что не достиг своей цели в этом произведении.
В общем, причины, по которым симфония Шуберта получила название "неоконченная", могут быть различными. Возможно, это использование необычной формы для того времени, когда широко использовались симметричные формы. Может быть, это завершенность в своей сущности, но незавершенность материальной формы произведения. Или это произведение, которое не достигло замысла автора, потому что он не смог довести его до конца. Но как бы ни была эта симфония понимается, она останется одним из самых таинственных и значимых произведений классической музыки, и ее название "неоконченная" останется на всю историю ее существования.