Симфония №3 Ми-бемоль мажор, op. 55, также известная как «Героическая», которую композитор Людвиг ван Бетховен написал в 1804 году, считается одной из наиболее значительных и инновационных симфоний в истории европейской музыки. В своей музыке Бетховен выразил свои высокие идеалы и представления о героизме, которые он, как концептуально мыслящий музыкант, хотел передать музыкой.
Почему же композитор решил назвать свою третью симфонию именно героической? Существуют несколько трактовок этого названия.
Первая версия этого названия звучала так: «Симфония, посвященная памяти великого человека». Эту версию предложил Бетховенов друг, музыкант Франц Жозеф Гейгер. Им был император Наполеон Бонапарт, который в начале 1804 года провозгласил себя императором Франции. На первоначальном плане композитора лежали идеалы свободы и равенства, которые он видел в личности Наполеона. Однако, всего через год, Бетховен узнал, что Наполеон по самым высоким мотивам, которые лежали в основе его творчества, перешел на сторону реакции, обманув тем самым своих сторонников и предателей своих идеалов.
В результате этой внезапной пересмотренной романтической идеологии, Бетховен снял эту надпись и заменил её на «героическая симфония». Однако эта пересмотренная трактовка названия говорит отнюдь не только о Бонапарте.
Прежде всего, термин «героический» раскрывает в Бетховене концептуальный подход к искусству, который мог быть связан с его отношением к классическому наследию. Он хотел не только установить новые нормы и каноны в музыкальной форме.
Бетховен считал, что искусство должно быть полезно для человечества, нести в себе высокие идеи и эмоции. В этом смысле героическая симфония является своего рода эпосом, в котором композитор пытается перевести на язык музыки идею высшего благородства, состраданием, человеческого достоинства, и героического протеста против тирании и несправедливости.
Поэтому симфония № 3 Людвига ван Бетховена «Героическая», является одной из самых значимых в истории европейской музыки. Бетховен внес значительный вклад в музыкальное искусство, пронизывая свои произведения своими высокими идеалами и эмоциями. Именно поэтому симфония была так названа – она выражает идеалы героизма, которые были близки композитору.
Симфония написана насыщенным, мощным и эмоциональным звучанием, сочетающим в себе классическую структуру и романтическую экспрессию. Общая продолжительность симфонии составляет около 50 минут, и она состоит из четырех частей.
Первая часть выражает героизм, энергию и борьбу. Большинство тем в этой части имеют мощные аккорды и энергичный ритм. Также заметно, что Бетховен использовал в этой части стилевые приемы Баха, что выражает уважение композитора к классической музыке и ее традициям.
Вторая часть симфонии медленная, романтическая и выразительная. Она написана в форме темы с вариациями, и здесь композитор использует преимущественно мягкие, душевные мелодии, которые создают атмосферу душевной глубины.
Третья часть становится действительно героической. Это живая музыкальная апофеоза, где темп ускоряется, а звучание приобретает героический характер. Бетховен использовал здесь военные мотивы – арпеджированную фигуру на тему «La Marseillaise», гимна французской революции, чтобы подчеркнуть свою сочувствие к новой эпохе человеческой истории.
Четвертая часть заключительная и огромные, многокомпонентные переходы в музыкальных темах создают невероятную атмосферность и служат оплотом к музыкальной драме. Иными словами, в этой части, которая является кульминацией всей симфонии, композитор показывает, что противостояние ложным героям, тиранам и законам необходимо для того, чтобы достичь настоящего духовного света и достичь идеалов свободы и равенства.
Симфония № 3 Людвига ван Бетховена «Героическая» является величайшими творением, которое сочетает в себе эмоциональную глубину, высшие идеалы и традиции классической музыки и личный взгляд композитора на мир. Таким образом, название «героическая симфония» содержит в себе различные значимые трактовки, которые выражают множество композиторовых идеалов и эмоций и в которых можно увидеть не только его отношение к Наполеону, но и к обществу, культуре и искусству в целом. Она стала настоящей культурной сокровищницей и мастер-пьесой в мировой музыкальной и культурной истории.