В романе "Война и мир" Льва Толстого главный герой Пьер Безухов вступает в масонскую ложу, однако, со временем становится разочарованным в этой организации. Чтобы ответить на вопрос, почему Пьер разочаровывается в масонстве, нужно понимать, что это за организация, какой смысл она несет, а также взгляды на мир и человека, которые пропагандируются в масонском учении.
Масонство является древнейшей и таинственной организацией, которая существует уже несколько веков. Ее истоки уходят в древнюю историю, когда существовали различные мистические культы и ордены. Название "масонство" происходит от греческого слова "масон", что означает "строитель". Масоны и как таковые представляются в литературе и на экране широким слоям общества, но их невозможно точно определить, они открыто говорят только о своей вере в Бога и участии в некой тайной церемонии в ложе.
Масонство существует на протяжении нескольких столетий и в разных странах, и за это время масоны успели сформировать свои традиции, обряды, символы, ритуалы, а также идеологические принципы. В основе масонства лежит идея о строительстве духовного храма, который должен быть радищем гармонии и справедливости в обществе. Масоны верят в существование Бога, не принимая при этом конкретных религиозных догматов. Они считают, что каждый человек на этой земле волен верить в Бога по-своему.
Однако, в противовес этой философии, которая описывает тонкие духовные узы, увязывающие всех людей мира, всякую физическую, экономическую и политическую агрессию, существуют члены масонской ложи, которые злоупотребляют своими знаниями и вырабатывают в себе высокомерную доктрину. Благодаря своим связям и даже государственной защите они занимают ключевые посты в различных сферах жизни общества: бизнесе, политике, банковском и финансовом секторах, средствах массовой информации и т.д.
Пьер Безухов был молодым человеком, который искал смысл жизни и верил во все возможные идеи и философии своего времени. Он вступил в масонскую ложу, и изначально был в восторге от ее идеологии. Он видел в масонстве организацию, которая стремится к духовному развитию, общности людей и справедливости в мире. Однако, со временем он начал видеть, что реальность не соответствует его представлениям о масонстве.
Пьер стал замечать, что в масонской ложе существуют некоторые поступки и исполнения более громких лозунгов, именно они нарушают договоренности и делают находящихся внутри людей "общениками" одним из способов оправдания тайных операций. Он также заметил, что члены масонской ложи все-таки не являются равными в глазах друг друга и реально имеют "зоны влияния" и определенные действия, связанные с для них ценами и уважением. По мнению Пьера, это накладывает серьезные ограничения на возможности масонов использовать свое влияние на благо общества.
Кроме того, Пьер также начал замечать, что масоны, несмотря на свои идеи о свободе и равенстве, не всегда придерживаются этих принципов. Он стал свидетелем того, что многое зависит от "закулисных игр" и тайных правил, которые члены ложи придерживаются. В результате, он начал чувствовать разочарование, так как убеждался в том, что масонство из подобных объединений не предлагает практических решений для решения мировых проблем и способен лишь формировать красивое и романтичное, но бессмысленное ритуальное затменье идеологии.
Итак, Пьер Безухов разочаровался в масонстве из-за противоречия между теоретической идеологией и реальным состоянием организации. Он понял, что масоны не всегда придерживаются своих принципов, что приводит к ограничениям в возможностях их влиять на общество и его перемены. Именно поэтому, он попытался уйти от масонской ложи, искренность которой явно не выполняла ожиданий.