Безухов – один из главных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения он ищет свое место в жизни и пытается разобраться в самых различных сферах жизни. Одна из таких сфер – масонство. В начале романа Безухов вступает в ложу, но вскоре становится очевидным, что он разочаровался в этом братстве. Почему это произошло?
Сама идея масонства базируется на стремлении к братству, просвещению и развитию личности. Однако, как показывает роман, на практике все не так просто. Масонство – это не только добрые намерения, но также и давление со стороны других братьев, политические амбиции и безразличие к настоящим ценностям.
Один из самых ярких примеров такого давления – это эпизод со встречей Безухова с Иларионом Воронцовым, который, не смотря на высокое положение Безухова в масонской ложе, говорит ему прямо, что он никогда не станет признанным масоном до тех пор, пока не изменит своих взглядов на вопросы веры и признания Бога. Вместо поддержки и объединения в братстве, масонские структуры могут конкурировать между собой и играть свою игру интересов и влияния.
Кроме того, масонство не всегда является целью само по себе. В романе мы видим, как Безухова подбивают к посещению ложи со стороны Пьер Безухова, которому в свою очередь рекомендовал это его друг Иполит Курагин. Сам Пьер также является нечленораздельным масоном и хочет, чтобы в ложе были другие родственники его жены, Елены Курагиной. Здесь масонство становится политическим инструментом и прекращает быть свободной ассоциацией людей, объединенных общими ценностями.
Также важным фактором является отсутствие конкретных целей, которых стремится добиться масонство. Безухов описывает собрания ложи как «скучные и бессмысленные», где люди собираются, не имея представления о конечной цели. Вместо того, чтобы искренне стремиться к тому, чтобы стать лучше, многие масоны попросту играют свои роли и следуют определенным принятым традициям.
Наконец, Безухов понимает, что многие масоны несмотря на свои идеи свободы и равенства, убеждены также в своей превосходности, и к позициям и мнениям других относятся безразлично или открыто презрительно. Вэтом смысле масонство становится еще одной формой иерархии и социальной дистанции, где некоторые члены считаются более важными и влиятельными, чем другие.
Следует отметить, что Безухов не полностью отрицает идею масонства. Да, он разочаровался в конкретных масонских структурах и их стремлении к влиянию, но он все еще верит в идеалы справедливости и объединения людей в общественных делах. В этом смысле его характер не решается на пассивное отрицание, а на активную борьбу за свои идеалы.
Итак, причины, по которым Безухов разочаровался в масонстве, очень разнообразны. Масонство в романе Толстого – это символ сложных социальных структур и политик, где иерархические принципы иногда противоречат самым благородным ценностям. Таким образом, разочарование Безухова должно пониматься не как отвержение идеи братства и справедливости, а как критику практической реализации этой идеи в конкретных условиях.