Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова с ненавязчивой лёгкостью раскрывает перед читателем множество тем, связанных с моральными ориентирами и психологией своих персонажей. Особое место в ней занимает дуэль – яркое и драматическое событие в жизни главного героя, Печорина.
Первое, что бросается в глаза, – это многогранность причин, приведших к данному поединку. Сам Печорин самодовольно заявляет, что никому не дал в этом жизненном социуме поводившись с ним грубо. Он со своей стороны всегда стремится сохранять хладнокровие и не выдавать своих эмоций наружу. Однако, несмотря на это, он не смог устоять перед вызовом на дуэль, который ему бросил Грозный после того, как Печорин совершил ряд маленьких, но оскорбительных действий.
Стоит также обратить внимание на Печоринову чувствительность и гибкость мышления. За всем его безразличием и пренебрежением к людям скрывается искреннее желание понимать и привлекать к себе внимание окружающих. К тому же, он любит испытывать их терпение и выяснять свою пограничную игрушку с законом. Последнее он достигает, преступив закон обязательной дуэли своих времён.
Однако причины, приведшие к поединку, носили не только личный характер. Кроме них , в ней был и политический разломы. Как говорится в тексте романа, Печорин уже ранее вызывал на себя недобрые взгляды представителей Русского общества. В то время многие думали, что он сторонник ряда политических идей, противополагающихся интеллектуальным представлениям инаугурации. Эта подозрительность и подпитывается Печориновым открытым «героизмом» и уверенным ходом мыслей.
К концу романа мы можем отметить некоторую отчужденность Печорина. Его увлекают экзотические красоты, малознакомые нему, но при этом незапятнанные реальностью. Он чувствует себя выбившимся из общего потока человеком, чей удивительный путь ведет к одиночеству, поискам и экспериментам. Печорина окружают характеры, которые не могут существовать без установленной системой стандартов и правил.
Кажется, Печорин в какой-то мере завидовал своим заигрываниям с неадаптированностью к существующему. Он несколько раз отвергал культуру и забылся в своём необычном мире. И на его глазах всегда было ощущение, что он не смог полноценно адаптироваться к своему времени. Дуэль была последней ступенью на его пути к отчуждению, и, в конце концов, он принимает вызов.
Однако принять вызов на дуэль ему было не просто, так как это противоречило его мироощущению, где на первом месте стояло соблюдение законов. Именно на этом настояла Макаровна, которая, не желая потерять своего возлюбленного, упрямо доказывала ему, что смерть – это непозволительный идиотизм. Но Печорин не слушал ее, хотя, возможно, глубоко в сердце желал ее услышать.
Таким образом, положительными причинами, приведшими к дуэли, являются желание привлечь внимание к себе, пограничная игра с законом, а также желание выйти за рамки установленных правил и доказать себе свою нестандартность. Отрицательными причинами могут выступать поиск новых ощущений, отчуждение от общества и неспособность адаптироваться к современности. Но в любом случае, дуэль с Грозным стала для Печорина кульминационным событием его жизни, которое показало его истинную сущность и закончило его жизненный путь.