Михаилу Лермонтову удалось создать яркий образ главного героя «Героя нашего времени» – Печорина. Он представлен как непростой, загадочный и даже трагический персонаж. Роман не слишком богат на действие и события, но полон мыслей, эмоций и чувств героев. И один из центральных вопросов, которые возникают во время чтения, - почему Печорин презирает Грушницкого?
На первый взгляд кажется, что на протяжении всего произведения Печорин демонстрирует дружеское отношение к Грушницкому. Вместе они проводят время, отдыхая в своих поместьях, и Печорин не принимает активного участия в их конфликте. Однако, если внимательно прочесть повесть, то становится ясно, что между Печориным и Грушницким существует глубокий разрыв, связанный с различием в мировоззрении и этике.
Печорин и Грушницкий в своих взглядах на жизнь абсолютно разные. Грушницкий не может жить без страстей и глубоких переживаний, а Печорин склонен к хладнокровности и безразличию. Они подходят к проблемам в жизни с разных сторон. Грушницкий пытается решить проблему, пытается доказать свою правоту, а Печорин просто устал от таких ссор и считает подобное поведение пустым занятием. Ему не интересны мелкие ссоры на основе личных чувств, которые никак не связаны с общественными проблемами и глобальными вопросами. Он презирает людей, которые позволяют своим страстям и эгоизму овладевать ими и которые не могут настроиться на необходимый уровень простоты и повседневности.
Грушницкий пытается сблизиться с Печориным, который, по его мнению, страдает от безразличия и уныния, но Печорин не чувствует к нему никакого интереса и не принимает его страсти к Машенке. Он видит в Грушницком глубокий недостаток, который пройдет только тогда, когда Грушницкий найдет истинное направление в жизни. Печорин считает, что Грушницкий не в состоянии найти равновесие между своими чувствами и общественными обязательствами, что бесполезно стремиться к чему-то, оставаясь в заточении своих эгоистических желаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что Печорин презирает Грушницкого из-за их моральных и этических различий. Грушницкий совершается через свои страсти и желания, нежели мыслью и логикой, готов отдаться им полностью, даже если это будет в ущерб другим. Печорин же, напротив, стремится к свободе от своих страстей и желаний, чтобы иметь возможность свободно действовать и мыслить, понимая, что каждый акт влечет за собой последствия, и что он должен нести ответственность за свои действия.
Печорин также презирает Грушницкого за его неспособность решать проблемы и конфликты мирно и разумно. Грушницкий не уделяет достаточного внимания рациональному мышлению, стараясь решать проблемы только путем конфронтации и битвы. Печорин считает это негодной мыслью и считает, что Грушницкий ошибочно понимает смысл жизни.
В конечном итоге, главная причина презрения Печорина к Грушницкому заключается в различии в его идеалах и целях. Печорин ищет идеалы красоты, возвышенности и мудрости, пытаясь развиваться как личность в различных областях знаний и интересов, а Грушницкий сияет своим желанием любви, слепо следуя за своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, Печорин презирает Грушницкого из-за его эгоистических и неумеренных страстей, его недостатка в морали и этике, его невозможности решать проблемы разумно и мирно, а также из различия в целях и идеалах жизни. Эта презрительная и сострадательная картина героя соответствует общей идее Лермонтова о том, что в мире господствуют страсти как самые главные атрибуты нашей жизни, и что мы можем вырваться из этой судьбы только тогда, когда обретем мудрость, этику и глубокое понимание науки и искусства.