«Мертвые души» - это поэма Николая Гоголя, написанная в форме прозаического романа. Она была опубликована в двух частях в 1842 и 1845 годах, и стала одним из самых значительных произведений русской литературы. Тем не менее, название произведения - «Мертвые души» - вызывает вопросы, как можно назвать поэму таким образом?
Название «Мертвые души» отсылает к древнерусской мифологии, в соответствии с которой существовало поверье о том, что души людей после смерти не могут покинуть этот мир полностью. Вместо этого, они остаются в мире живых в каком-то смысле, до тех пор, пока их имена будут помещены в списки мертвых людей, чтобы отметить количественное существование людей в мире. Эти списки назывались «мертвые души».
В работе Гоголя это поверье используется, как метафора. Главный герой поэмы - Чичиков - приезжает в провинциальный городок и пытается купить у помещиков списки мертвых крестьян, чтобы обмануть государство и зарегистрировать их в качестве своего имущества. Если бедный крестьянин умер, то он мог быть зарегистрирован в качестве «мертвой души», позволяющей владельцу купить землю и место в государственной службе. В таком случае, крестьянский дух остается в мире живых, как бы продолжая жить, пока его имя фигурирует на бумаге.
Название произведения объясняется идеей, на которой она основана - обращение к традиционным русским сказкам и поверьям, сочетающим мистические и реалистические элементы. Многие критики прославляют эту работу Гоголя за то, что она захватывает жизнь провинциальной России, с ее видимой атмосферой скучности, медлительности, жадности, амбиций и зыбкой религиозной веры. Несмотря на это, есть и темы, которые отражают более глубокую, философскую сторону жизни. Однако деформированные человеческие души, замешанные на мошенничестве и коррупции, заставляют героя плачевно любить, пресекают любые человеческие идеалы и рассказывают о равнодушии к реальности, что является главной идеей произведения.
Таким образом, название "Мертвые души" - это поэтический образ, ярко отображающий главную тему произведения. Название отсылает к духам, которые, хоть и покинули этот мир, но по-прежнему остаются с нами связанными. Они по-прежнему ощущают свои эмоции и страхи и могут повлиять на нашу жизнь. Этот образ используется Гоголем, чтобы передать идею о деформированности человеческих душ и предоставить нам отчет о том, как люди могут порой забывать о человеческих чувствах и страданиях, погружаясь в жаждах и амбициях.
Однако, можно также сказать, что название произведения мыслимо как противоречие: «мертвые души» - это люди, покинувшие этот мир, соответственно, они более не владеют душевным миром. Но герои Гоголя продолжают функционировать душами, не имеющими доступа к небесам, но не ушедшими из мира. Таким образом, произведение может рассматриваться не только как отражение объективного мира, но и как работа, призванная показать современность как совокупность странностей и трудных аспектов, которые потребуют заботы и изменений. Поэтический образ "мертвых душ" придает произведению глубокий философский смысл, показывая как человеческие недостатки могут влиять на окружающий мир и тех, кто нам близок.
Объяснение того, почему «Мертвые души» - это поэма вместо романа, можно связать с характером участия автора и строения произведения. «Мертвые души» является довольно коротким произведением, и большинство главных персонажей выступают в случайных эпизодах, которые то появляются, то исчезают. Гоголь не даёт читателю возможности полностью описывать персонажей. Строго говоря, книга не имеет чётко выраженной структуры, скорее, она складывается из кратких, но впечатляющих фрагментов, каждый из которых образует целостный мир. Такой метод создания произведения позволяет сфокусироваться на жизни провинциального общества в целом, с одной стороны, и позволяет на кратких эпизодах особенно ярко передать индивидуальность каждого персонажа, с другой. Кроме того, «Мертвые души» наполнены юмором и сарказмом, но одновременно и высокой литературностью, что в сочетании с метафорикой дает чтению особую прелесть.
В своей поэме Гоголь критикует российское общество своего времени, насмехаясь над прагматизмом, корыстолюбием, верой в удачу и презрением к социальным ограничениям. Ярко и крепко изображенные персонажи показывают людей, которые всю жизнь находились во власти своих страстей и безнравственных наклонностей. Гоголь не затмил все этот негативный мир красками безнадежности и безысходности, а, наоборот, показал нам, что иногда эти бедные люди могут проскользнуть в мир теплоты, главное - не забывать свои человеческие обязанности и ценности.
В заключении, можно сказать, что «Мертвые души» являются одним из величайших произведений русской литературы, где автор деловито осматривает привычки и традиции российского народа, находя в этом мире особую красоту и индивидуальность. Название произведения - "Мертвые души" - отчетливо передает центральную тему произведения и является метафорой для образа жизни, забитого мелочными наклонностями, но еще сохраняющего надежду на смысл и свет в конце тоннеля. Критики и читатели поэмы Гоголя всегда будут наслаждаться особенностью создания этого произведения, которое кажется изящным, но в то же время остроумным и тревожным в своих портретах повседневной жизни.