Роман "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя является одним из самых известных произведений в русской литературе. В центре сюжета находится главный герой Чичиков, который приезжает в город и пытается приобрести "мертвые души", то есть списки крестьян, которые умерли, но еще не забыты государственной властью.
Однако, вопрос о том, почему все помещики в романе "Мертвые души" мертвые, можно рассмотреть с разных точек зрения. Во-первых, можно сказать, что это символическое изображение угасающей феодальной системы в России. Помещики были представителями старой землевладельческой аристократии, которая теряла свою власть и значимость в обществе. Процесс эмиграции в город и смена образа жизни приводили к тому, что помещики оказывались на периферии, постепенно утрачивая свою бывшую привилегированную позицию. Смерть их фигурально символизирует конец их эпохи.
Во-вторых, мертвые помещики в романе также являются критикой российской общественной системы. Гоголь показывает, как помещики поддавались порокам и коррупции, отстранялись от реальности и вместо того, чтобы развивать свое имущество и благосостояние, они шли на "округление" – покупку "мертвых душ". Это метафорическое действие символизирует бессмысленность и безжизненность их поступков. Они не только лишились душ своих крестьян, но и потеряли самое главное – душу, связанную с благосостоянием и добродетелью.
В-третьих, мертвые помещики также могут рассматриваться как отображение жизни самих героев. Например, Чичиков, главный герой романа, обладает малым количеством душ и незаметно для него самого погружается в собственное мертвое состояние. Его деятельность становится все более пустой и бессмысленной, а его стремление к богатству не приносит никакого удовлетворения или смысла в его существовании. Вместо живых и настоящих ценностей, он ищет ненужные списки мертвых душ, что символизирует его потерю душевной составляющей.
Таким образом, в романе "Мертвые души" все помещики мертвы не только в физическом смысле, но и относительно их душевного состояния и социального статуса. Гоголь изображает их как символ эпохи угасающего феодализма, критикует их мПомещики в романе предстают как погасшие, выжившие изжившую себя крепостническую систему и аристократическую эпоху. Гоголь критикует их жизнедеятельность, их бездеятельность, которая приводит к полной бесполезности их существования. Они оказываются отстраненными от реальности, занимаются лишь пустыми словами и имитацией активности. Автор относит их образы к особым группам: первой группе – "былых”, когда они еще якобы были активными и беспокойными, но изжили себя или их самих царским периодом жизни; второй группе – "старым округленцам" - философствующим помещикам, уже представителям новой поры, которые просто прижились на своих владениях и больше ничего не могут, или не хотят, делать; и, наконец, "бурлакам" – помещиков, которые уподобляются рабочим и низкому труду, тратя свои последние силы на спасение своей округы от бесчисленных неразрешенных проблем.
Показ героев-помещиков как мертвых душ может быть также интерпретирован как упор на их нравственную деградацию и моральную упадничество. Они отдают предпочтение корыстолюбию, жадности и властолюбию, не обращая внимания на душевные потребности и страдания своих крестьян. Они бесчувственны и безразличны к жизни, несмотря на факт, что, по утверждению главного героя Чичикова, они обладают прекрасными уделами и обширными владениями. Они стонут под тягой своих неразрешенных дел, головоломок и несправедливостей, но нисколько не стремятся изменить свое положение или принести полезность государству и обществу.
Таким образом, главной причиной того, что все помещики в романе "Мертвые души" являются мертвыми душами, является истощение и значимое изменение их социального статуса, их отрыв от реальности и активной жизнедеятельности, а также безразличие к жизни и моральная деградация. Гоголь хотел показать не только угасание старой эпохи, но и моральное занятие и неполноценность российского общества того времени, выраженную в образах помещиков.