Гоголь создал свою литературную работу "Мёртвые души" в 1842 году. Роман был известен своей богатой символикой и многими интерпретациями и критическими отзывами с момента своей публикации. В нём Гоголь использовал множество метафорических образов и символов, но самое главное то, что он выбрал в качестве названия романа, - "Мёртвые души".
Гоголь назвал свою работу «Мёртвые души» потому, что это было прямым отражением общественных и культурных тенденций той эпохи. В России того времени, особенно в исходных социальных классах, было распространено понятие о «мертвых душах». Оно существует было давно, так как Российская империя имела свою собственную систему крепостного права. Согласно этой системе, крепостные люди были своеобразными владениями землевладельцев. Землевладельцы могли купить у держателей права собственности на рабочих мест на своей территории право на так называемые «мертвые души». Это были крепостные люди, которые уже умерли, но их имена оставались в реестре крепостных. Все те, кто работал на земельных участках и проживал на территории земельных владений, контролировались, отображались и налоговались на основе, среди прочего, этого числа.
Поэтому, если земля находилась в отдаленных районах, то многие землевладельцы, владеющие землями в этой местности, также имели право включать в свои списки крепостных тех, кто на самом деле уже был умер. Этот феномен был хорошо известен в то время, и «мертвые души» были часто использованы землевладельцами для налогового вычета и увеличения своего земельного наследства.
В своей книге Гоголь осветил тему общественной и индивидуальной коррупции в России в те времена, и использовал фундаментальную идею «мертвых душ», чтобы показать, как эта коррупция манипулирует цифрами нального учета и, следовательно, управляет жизнью людей. Его роман был не только критикой этой коррупционной практики, но и предлагал возможное решение, представляя главного героя Чичикова. Чичиков приобретает «мертвые души», чтобы продать их землевладельцам за деньги, зарабатывая на продаже душ или соответствующих налоговых списков.
Так же Гоголь посмотрел на общество как на более широкую тему. В «Мертвых душах» он показал читателям, как общество находится в заблуждении по поводу своих ценностей и ориентаций. Для Гоголя роман был зеркалом, отображающим пороки и слабости российского общества в то время. Он раскрывал традиционную культуру и нравы империи, подвергая их критике. Гоголь обвинял общество в бездуховности, двуличности и лицемерии. Он показывал, как мертвые души лежат в основе этой безнравственности, как они представляют собой символ стремления к ложным ценностям и обману.
Именно поэтому название книги «Мертвые души» является ее ключевым элементом. Оно говорит о том, что в тот период истории России, общество склонно к принятию кривых ценностей, которые беднее и ущербнее, чем жизнь в самом деле. Гоголь поражается тому факту, что в таком обществе все призваны охотиться за недопустимыми ценностями, которые заставляют их мертво верить в неправильные вещи.
Ведь свечи, простыни, кружева и золотые цепочки – это всё равно что мертвые души. Они не являются эффективным средством для роста общества, их покупка не дает новых источников доходов или увеличения созданных ценностей. Однако, в России того времени, все больше и больше людей считали эту империальную культуру ценностью. Она становилась вершиной снижения меры ценностей и ложью.
В заключение, можно сказать, что название Гоголя для своего романа "Мёртвые души" стало своеобразным знаком протеста и критики российского общества тех времен, содержание книги подчеркивало идею, что Россия осталась в плену старых ценностей, что ее население пришло в некое заблуждение и осталось там на допустимо долгий период времени. Название книги выразило тревогу и обеспокоенность Гоголя о состоянии общества и навело на размышления о сохранении душевности и морали людей, а также о том, какие ценности действительно важны в нашей жизни.