Божественная комедия, написанная итальянским поэтом Данте Алигьери в 14 веке, впервые была названа его сыном Пьетро, который рассказал, что отец называл свое произведение «комедией» в отличие от трагедии. Это название было необычно для средневековой литературы, где термины "комедия" и "трагедия" использовались для обозначения жанровых форм драмы. Трагедия предполагала гибель главного героя; комедия, наоборот, была сценическим жанром, где герои в конце спектакля обязательно счастливы и счастливо живут. Это правило было определенным каноном в литературе и искусстве драматургии тех времен.
Тем не менее, Божественная комедия, не смотря на свое название, представляет собой далеко не комедию в современном понимании этого слова. Эта трагикомедия, которая описывает путешествие Данте через преисподнюю, научила итальянский язык и стала магистральной литературной работой наряду с великим эпосом Гомера и Вергилия.
Почему же она была названа ироничным термином «комедия»? Есть несколько ответов на этот вопрос.
Во-первых, Божественная комедия, несмотря на свою серьезность, обладает элементами юмора. Исполненная аллегорий и метафор, она открывает перед читателем непростой мир, который позволяет автору и героям излагать философские и исторические идеи с помощью парадоксов, иронии и сарказма. Например, описание Аверно (жестокого места в античной мифологии) как места с комфортными условиями для иных (явления) знакомит нас с Данте-юмористом. Произведение обладает житейской мудростью и часто напоминает нам о нашем собственном поведении и чувствах.
Во-вторых, Данте надеялся, что его книга будет служить своего рода моральным проповедником. Он был настолько уверен в своем послании, что не боялся использовать юмористические элементы, чтобы сделать его легче понятным и усвояемым для читателей. Комедия здесь имеет философский подтекст и направлена на провозглашение исходной науки церкви и гуманистических трансформаций. Этим самым, Божественная комедия была комедией для того, чтобы привлечь иного, а не литературного знатоков.
Третий ответ на вопрос о том, почему Божественная комедия была названа «комедией», связан с фундаментальным знаком алхимиков и их духовными практиками. Алхимия, в ее философском аспекте, стремилась к превращению материи в благородные металлы и к идеальному состоянию души и разума. Одним из ключевых принципов алхимии была концепция «семи металлов», где золото было символом совершенства и духовного просвещения.
Данте был хорошо знаком с алхимической философией, а его Божественная комедия отражает ее принципы и символы. Он описывает свое путешествие через три мира: ад, чистилище и рай. На протяжении всего произведения Данте представляет читателям метафоры, которые указывают на алхимические принципы и символы, такие как золото, серебро и другие ценные металлы.
Таким образом, название «комедия» можно рассматривать в контексте алхимической символики, где преобразование материи в благородные металлы символизирует преобразование души и разума человека. В этом контексте Божественная комедия может быть рассмотрена как пример герметической литературы, которая представляет собой потустороннее путешествие на пути осознания и преобразования души.
В заключении, можно сказать, что Божественная комедия названа комедией из-за использования юмористических элементов и посылов, направленных на пропаганду философических и религиозных тем, при этом она является трагикомедией с элементами драмы, которая представляет собой моральное проповедничество, где символика алхимии играет важную роль в преобразовании души и разума человека. Божественная комедия, несмотря на свой сложный характер, остается одним из величайших литературных произведений всех времен и народов.