История принятия армянами христианства находится в далеком прошлом страны и тесно связана с национальной культурой и традициями. Принятие христианства в Армении потребовало многолетнего просветительского труда миссионеров, изучения священных текстов и богослужебных песнопений, активных обсуждений и споров об учении Христа и Церкви, а также существенного сопротивления со стороны язычников. Сегодняшний день символизирует празднование тысячелетия принятия христианства Армянской церковью.
Однако, причины принятия христианства армянами не столь очевидны, как многие могут считать. Сразу стоит отметить, что принятие армянами христианства пришлось на трудные времена, когда Армения входила в состав персидской и Византийской империй, а ее население потрясли множество войн, перестроек, культурных изменений и переходов.
Изначально Армения была языческой страной, имевшей своих богов, священства и традиции. Большинство жителей Армении верило в пантеон богов, подобных греческим, римским, иранским, солнечным и лунным культам. Кроме того, по армянским преданиям, страна была основана на древней мифологии о Гайк, который якобы появился из охоты в лесу и стал первым армянским царем.
Однако, с течением времени, культ армянских богов стал сменяться идеями монотеизма. Об этом свидетельствуют сохраненные до сегодняшнего дня письменные источники, где упоминается почитание высшего бога Армина в виде мифологической фигуры Метцара. Однако это не привело к серьезным изменениям в жизни народа.
Христианство, как независимая религия, появилось раньше, но заняло довольно длительное время, чтобы пробиться на армянскую землю. По одной из версий, первые свидетельства о христианстве в Армении можно отнести к 40-м годам I века: в течение нескольких лет свой путь в Армению нашли апостолы Иуда Фаддей и Варфоломей. Хотя эти события записаны только в нескольких богословских группах, они нашли подтверждение как в летописных сводках разных годов, так и в постигнутом археологическом материале.
По другой версии, более значительное число православных исследователей считают, что Армения первоначально конвертировалась к христианству болеепоздно - в IV веке. Этот период, считается пиком развития христианства в мире, когда сильнейшие исторические фигуры смирились перед проповедью новой религии. Это были Константин Великий и Озичиина Борис и Глеб. Они изменили взгляды на религиозные вопросы и помогли церкви завоевать все новые территории, которые впоследствии станут частью христианского мира.
В случае с Арменией принятие христианства было связано с политическими и социальными изменениями, которые происходили в регионе. В IV веке Армения вышла из состава Персидской империи и вступила в политический союз с Римской империей. На территории страны появлялось всё больше римских войск и римских христиан, которые начали проповедовать свою религию. Римский император Константин Великий, который сделал христианство государственной религией в Римской империи, призвал армянского царя Тирдата III принять христианство в качестве государственной религии. В ответ потомственный правитель Армении принял христианство в 301 году, была основана Армянская Апостольская Церковь.
Принятие христианства дало возможность армянскому народу объединиться вокруг единой религиозной идеи и укрепить национальный дух. Он также помог сохранить культурные и исторические ценности, такие как армянский язык, который стал государственным языком Армении и Армении в общем. Важность роли христианства в жизни армянского народа была особенно ясна в период геноцида армян в Османской империи в начале XX века, когда церковь была единственной опорой и защитой армянских семей.
Таким образом, принятие христианства армянами было следствием исторических и культурных изменений в регионе, а также результатом усилий миссионеров и правителей, которые видели в христианстве единую и стабильную основу для своего народа. В последующие годы христианская религия стала важной частью армянской культуры, традиции и национальной идентичности.