История Армении связана с христианством еще с III века, когда Арменское царство было подчинено Риму и Греции, где развивалось христианство. Однако, настоящую религию Армения получила только в начале IV века, благодаря апостолу Таддею (или Иуде) и просветителю Армении - святому Григорию Просветителю.
Перед принятием христианства, Армения верила в многобожие, где культом поклонялись богам-молниям, огню и солнцу. Однако, урбанизация и восстановление спокойствия в Передней Азии после вторжения на римские земли Сасанидской империи заинтересовало римских императоров в распространении христианства и связи с этим новым регионом. Армения оказалась государством, находящимся на перепутье маршрутов торговли, связывающих Восток и Запад.
По легенде, Таддеев (Иуды) призыв искать единого бога был услышан Григорием Лусаворичем, который спас свою страну от распада, голодовки и эпидемий, убедив царя Трдата III стать христианином. В 301 году было принято решение официально принять христианство как государственную религию. Армения стала первым государством в мире, принявшим христианство как государственную религию. Факт принятия христианства в Армении был подтвержден на Никейском соборе 325 года.
Почему же армяне стали первыми, кто принял христианство? Одна из причин заключается в том, что в это время Армения не имела национальной религии такой, како было у иранцев и греков. Римская империя, которая контролировала Армению, оказала большое влияние на Армянский островок, в частности на ее интеллектуальную и религиозную элиту, увлеченную греческой культурой и философией.
Еще одна причина принятия христианства заключается в активности миссионеров, которые продвигали свою веру в новых территориях и боролись за его распространение. Главным среди апостолов стал Таддеев, который явился в Армению, после ухода от Иерусалима. Он стал проповедовать христианство и числится первым патроном Армении. Миссионеры оказали огромное влияние на государственную политику, представляя себя в качестве послов в связи с Двадцатиперегонной (два духовных лидера христианской общины, Арами Ашот) и Трдатом III.
Кроме того, принятие христианства в Армению имело дипломатическую цель, связанную с распределением влияния в этом регионе. Рим и Персия, которые шли на постоянную конфронтацию, находили друг друга в состоянии холодной войны. Армения в свою очередь находилась на их перекрестке интересов, фактически исполняя либо ординансы римских, либо сасанидских императоров. Став христианским государством, которое завидовало территорию, где преобладало язычество и многобожие, Армения сумела заставить конкурирующие империи притвориться более демократичными и гуманными.
Также следует отметить социальные аспекты этого решения. Христианство на тот момент представляло новый этап в развитии религиозной культуры, обращенный к бедным и угнетенным, побуждая к обозрению веры и нравственности, а не к обрядовости. Это особенно хорошо соответствовало интересам людей, нуждающихся в духовном пневматическом восхождении, подобно идеалам, высшим ценностям и моральным задачам. Создался и национальный аспект христианства, который помог укрепить национальную идентичность армянского народа.
Культурный и цивилизационный импульс, который представляло христианство, становится ключевым моментом, влияющим на историю Армении. Христианство привнесло новую идеологию, новую культуру, новые уклад и традиции, которые привели к долгой традиции режима мирно-благотворительного сосуществования между армянами и подписании особого договора в 387-м году, гарантирующего мирное сосуществование Армении со своими соседями в контексте христианского единства.
Таким образом, Армения стала первой христианской страной в мире, приняв христианство как свою государственную религию. Это решение было следствием многочисленных факторов, таких как универсалистский аспект христианства, дипломатические цели, социальные и культурные аспекты и национальные традиции армян. По сей день христианство играет важную роль в жизни армянского народа и является одним из ключевых элементов армянской идентичности.