Ветхий завет – это колоссальная часть духовной культуры человечества, заключающая в себе множество легенд, мифов, преданий, законов, пророчеств и исторических повествований. Как и любой древний текст, он содержит в себе многие вопросы и темы, которые могут вызывать непонимание и критику в нашем современном мире, так как многие из них смешивают религию и насилие. В этом контексе можно услышать вопросы, почему Бог так жесток в Ветхом Завете? Ужесточение и проводимые наказания, противоречащие мудрости и милосердию, будут неясными, если мы будем оценивать их, материально-нравственными взглядами на действительность.
Как известно, Ветхий завет рассказывает о Боге как божестве сильном, справедливом и милосердном, который взыскует правду и узаконивает все законы по своему мудрому усмотрению. В то же время, в Ветхом Завете встречаются множество грозных и страшных легенд, мифов, соблюдение законов может быть связано с кровавыми ритуалами жертвоприношения и запретами на определенные продукты и действия.
Одним из примеров является история жертвования Иисака в качестве жертвы Богу родителей, Авраама и Сары. Этот текст вызывает много вопросов и возражений, с точки зрения настоящей этики и морали это преступление. Слово «жертвоприношение» (букв. «оферта») еврейского корня встречается много раз в НВ и зачастую относится к жестоким ритуалам, совершенным перед идолами, иными божествами.
Так же можно рассмотреть историю Торы, где Бог планирует уничтожение целого народа из-за его падения в грехопадение.
Однако, как правило, эти истории не предназначены для настоящаяя трактования в современном понимании необходимости жестокости, насилия и кровопролития. Они служат скорее символическим и философским образом отображения священных принципов и нравственной этики. В этом отношении, время, в которое были написаны эти тексты и составляющие их мотивационные образы, были ещё очень далеки от наших гуманистических и всепрощающих представлений в морали и этике. Эти истории были в первую очередь определены традициями, религиозной практикой и верой народа.
Стоит помнить, что Ветхий Завет является письменным текстом, который отражает людей и их культуру, привычки и традиции того времени. К тому же, относительная жестокость в этих текстах, скорее всего, была подкреплена мифическим и символическим контекстом, который имел более глубокие смыслы и цели, чем просто пропаганда насилия и ужесточения. Можно смело сказать, что многие из этих историй и мифов имели своей целью будет укрепление веры в Бога, утверждение его мудрости и детерминизма нашей жизни, а также выражения благодарности и почитания к нему.
В то же время, аналогичные истории и мифы можно найти в других религиях и культурах, что подчеркивает необходимость анализирования исторического, социального и философского контекста не только в Ветхом Завете, но в общем-то и в других религиозных текстах.
Наконец, еще одним ключевым фактором, который следует учитывать при изучении Ветхого Завета, является то, что многие из этих историй и мифов могли быть изменены и трансформированы в течение времени, чтобы соответствовать социальным и политическим изменениям народа. Также следует отметить, что Ветхий Завет сочетает в себе "normative" традицию, а именно традицию, в которой Богу приписывается создание законов, которые нравственны и морально правильны, а также "historical" традицию, где история и легенды непосредственно связаны с Богом.
В заключении можно сказать, что хотя Ветхий Завет может содержать ряд известных для нас насильственных моментов, но эти моменты необходимо рассматривать в контексте истории, культуры и веры того времени. Тексты, как мифические, так и исторические, имеют глубокий символический смысл, который может быть воспринят только в контексте мира тех, кто их создавал, и не должен рассматриваться как средство силы и насилия на нашем рациональном и гуманистическом уровне.