Спас нерукотворный - это христианский иконический образ, который выражает особое понимание истины о спасении через Распятие Христа. Спаситель часто изображается на кресте, обнаженный до пояса, с открытыми ранами на руках и ногах. Слово "нерукотворный" (греч. ахиретипон) означает, что образ был не создан человеческой рукой, а возник сам по себе, по воле Божьей.
Идея Спаса нерукотворного сложилась в ранневизантийский период (4-6 вв.), когда на Востоке возник спор о разрешенности использования образов в богослужебной практике. Одни возражали, ссылаясь на заповедь "не сотвори себе кумира" (Исх. 20:4), другие отстаивали позицию, что образы являются инструментом познания Божьей истины и исполнения богослужебных обрядов.
В этом контексте появились такие образы, как Спас нерукотворный и Богородица Одигитрия (греч. Оδηγήτρια - путеводительница), которые были признаны епископами и святыми отцами церкви как не только допустимые, но и необходимые для правильного понимания таинств христианской веры.
Слово "нерукотворный" обращает внимание на то, что образ был создан не человеческой рукой, а по воле Божьей. То есть, он появился сам по себе, как бы явившись из иной реальности. Это означает, что Спаситель не является созданием человека, а сверхъестественным проявлением Божьей силы и милости.
Современный образ Спаса нерукотворного в значительной мере сохранился по сравнению с древними иконами. Верующие узнают в нем истинного Спасителя, возносят к нему свои молитвы и прославляют Божью милость. В тоже время, на фоне разнообразия культур и религий, Спас нерукотворный стал символом универсального спасения, в котором ищут поддержку и силу не только христиане, но и люди других верований и убеждений.
Таким образом, Спас нерукотворный - это образ, который возник в контексте духовного поиска и споров первых христиан в формировании постижения Божьего мира. Он символизирует не толькоспасение, но и милосердие и силу Божью, которые приходят к человеку во имя Любви и Справедливости. Имя "нерукотворный" указывает на сверхъестественное происхождение образа и подчеркивает его святость и божественность.