В древней Греции существовало движение философов-сократиков, возглавляемых Сократом. Они проводили свои уроки на улицах города в форме диалогов, в которых главным методом было задавать вопросы. Этот метод получил название «сократический диалог».
Сократ, считал, что истина лежит внутри каждого человека и может быть обнаружена через размышление и анализ своих мыслей. В своих диалогах, он старался помочь своим ученикам найти истину, задавая им вопросы до тех пор, пока они не осознают свою ошибку или невежество.
Одним из известных случаев этой методики стал ответ ослика на вопрос: «Почему?» Одно из убеждений сократиков заключалось в том, что человек должен знать только то, что он знает и ничего не говорить о том, что он не знает. Сократ задал своему ученику, Эвтифрону, вопрос: что делает действие добрым? Эвтифрон ответил, что доброе действие - это то, что Боги любят. На что Сократ задал следующий вопрос: «Это значит, что то, что Боги любят, добро, потому что они любят его, или они любят его, потому что это добро?» Эвтифрон ответил, что Боги любят его потому, что это добро. Сократ тогда спросил, что делает что-то добрым. Эвтифрон дал еще несколько ответов, но ни один не удовлетворил Сократа. В итоге, эта дискуссия показала, что определение «добрый» было неразрешимым, и Сократ проиллюстрировал это примером ослика, заметив: «Может быть, кто-то из вас знает, как определить, что добро, и сообщит его мне. Даже если ослик смог бы рассуждать о том, что для него хорошо, он бы не смог ответить на мой вопрос «Почему?». Таким образом, Сократ убедил своих слушателей в том, что иногда некоторые вопросы не имеют ответа.
Таким образом, ответ ослика был использован Сократом для того, чтобы подчеркнуть невозможность дать определение тому, что добро, и что иногда некоторые вопросы не имеют ответов. Сократический метод диалога подразумевает, что истину можно найти только через взаимодействие, где каждый участник постоянно анализирует свои мысли и тщательно восстанавливает свои аргументы, обсуждая их с другими участниками. Это помогает определить границы нашего знания, выделить необходимые и свернуть в сторону ненужные аргументы, а также выяснить, где заканчивается логика и начинается непосредственный опыт.