Разделение шиитов и суннитов произошло из-за споров о том, кто должен стать преемником после смерти пророка Мухаммада в 632 году. Мусульманское сообщество, или ума, было раздроблено на несколько кланов и племен, но во время жизни пророка оно единственное. По мере того, как ислам распространялся, возникло недостаточное количество лидеров, чтобы управлять всем сообществом, и после смерти Пророка Мухаммада в 632 году, мусульманское сообщество оказалось без руководства.
Сунниты, или ахлас-сунна-ва-аль-джамаа, стали верить, что преемником пророка Мухаммада должен стать его лучший друг и советник, Абу Бакр, поскольку он был близко связан с пророком и участвовал в его жизни и предоставлении решений, когда это было необходимо. Этот выбор поддерживается $85\%$ мусульман в мире, он привел к созданию калифата и расширению правления ислама.
Шииты, или шиа-альи, возражали против этого выбора, утверждая, что преемником должен стать брат пророка Мухаммада, Али, поскольку он был женат на дочери пророка Фатиме, был его кузеном и тоже принимал участие в распространении Ислама. Шииты верят внутри себя есть дивинная свет, которая недоступна для обычного человека, и пророки и их потомки имеют доступ к этой и в мире выше.
Этот спор привел к появлению двух основных ветвей ислама. Калифат Абу Бакра был утвержден в Медине и начал управлять исламскими землями, а Али, и его преемники продолжали действовать в той части, которую называли Шиа-Али, которые сообщества с течением времени пополняются и объединяются под общими кущами. Шии подходили к пониманию государства и исламского права иначе, чем сунниты, и разделились на разные школы мысли.
Сложный политический подъем в той эпохе повлиял также на формирование и разделение шиитов и суннитов. С точки зрения Шиитов, калифаты Абу Бакра, Умар, Усман - первые три выбранные после пророка, были незаконными и легальной властью наследника пророка, которым должен был бы стать его брат Али, от которого по мусульманской сунне в право на лидерство династия перешла к могущественному племени Уммайев. Шииты были жесткими критиками этого выбора и утверждали, что истинный наследник и преемник должен был оставаться в семье пророка.
Шииты также подчеркивают, что в исламе должно существовать принцип наследования, поэтому потомственная линия пророка Мухаммада должна была оставаться во главе исламского сообщества. Шииты верят в возможность пророков и имамов, которые могут находиться в земных измерениях и ведать знаниями имеющими косвенный контакт с творцом мира.
Использование гередской идеологии - концепции, где передача управления права происходит от него кожаных линий происхождения, стало одним из принципиальных отличий Шиитской доктрины от суннита. Шииты также верят в священный путь Имамов, которые наследуют свою духовную и политическую власть через семейные связи с пророком; в то время как сунниты полагаются на то, что лидер должен быть выбран сообществом исламских правоверных в соответствии с консенсусом.
Другим спорным вопросом, который привел к разделению между шиитами и суннитами, было отношение к событию, известному как Кербела. Шииты считают Кербелу одним из самых трагических и значимых событий в истории Ислама. Это было место битвы между армией имам Хусейн и армией калифа Язида в 680 году, в итоге чего Хусейн и многие его соратники были убиты. Шииты считают, что Хусейн был настоящим наследником пророка Мухаммада и его убийство затронуло исламскую общину, у них была сверхъестественная связь с пророком, и они были мученики духа.
Вместо этого, сунниты считают этот инцидент одним из многих конфликтов между различными группами в исламской истории и относятся к нему менее драматически. Сунниты считают, что трагические последствия инцидента Кербелы можно объяснить ошибками, совершенными имам Хусейном и его сторонниками.
В заключение, разделение между суннитами и шиитами произошло из-за конфликта по поводу преемника пророка Мухаммада, споров о лидерстве в исламском сообществе, политических разногласий и религиозных значений. Сегодня существует размеренное сосуществование между этими двумя направлениями ислама, в то время как борьба за власть и господство начинает использует такое разделение и направление радикальных групп. Однако, несмотря на все различия и разногласия, Шииты и сунниты по-прежнему понимают Ислам, как веру в единого Богу и социальную и моральную ответственностьперед обществом и миром.