«Жадина говядина» и «Турецкий барабан» - две пословицы, которые имеют давнюю историю и широкое распространение в русском языке. Смысл этих пословиц состоит в том, что при жадности, желании заработать больше, можно попасть в неприятную ситуацию, либо даже потерять главное. Предлагаю рассмотреть каждую пословицу более подробно и ответить на вопрос, почему именно данные выражения вошли в нашу речь.
«Жадина говядина» - это поговорка, которая возникла еще в древности и восходит к повседневной жизни. Ее происхождение связано с тем, что средневековый феодал не выращивал скот для того, чтобы объедаться мясом, а использовал прежде всего его для работы на поле и транспортировки товаров. Таким образом, считалось, что убивание быка или коровы - это значительный расход, который должен оправдываться необходимостью. С другой стороны, такая пища как мясо была считалась в цене и привычках народа. Мясо было богатством, позволявшим отдавать дань гостеприимству и как способ заработка денег. В связи с этим при желании сохранить ресурсы и приобрести дополнительную прибыль, могли возникать ситуации, когда владелец скота приписывал к числу животных несуществующее животное в надежде на то, что гости на его празднике не заметят недостатка в скотном барыне.
Итак, именно такое отношение к мясу и свиноводству, по историческим фактам, вызывало сомнения и сарказм среди населения, и это глубоко коренилось в фольклоре и народной мудрости. «Жадина говядина» стала пословицей, которая описывает ситуации, когда человек в своих желаниях настолько увлекся, что готов на все для получения выгоды, даже на обман и ложь.
«Турецкий барабан» - еще одна пословица, которая имеет довольно интересную историю и происхождение. С середины XV до XIX века Османская империя была одним из самых могучих государств в мире. Она охватывала территории в Северной Африке, Азии и Европе, а ее армия была одной из наиболее многочисленных и обученных в мире. Особенно добротное обучение получали специальные солдаты - барабанщики, которые должны были играть на барабане, чтобы держать ритм и укладывать солдат в стройную колонну. Каждый барабанщик был готов отправиться на бой и погибнуть за Османскую империю, но в тоже время он получал высокую зарплату и имел привилегии по отношению к другим воинам.
Среди россиян, особенно в XVIII и XIX веках, было распространено любопытное явление - в качестве некоего соревнования с турками, они стали заводить в каждом доме турецкий барабан. Это было своего рода показатель того, что даже у русских есть такой же барабан, как у турок.
К сожалению, в связи со стереотипами о народах друг друга, начали появляться и те, кто использовали этот предмет для максимальной выгоды. Так, долями на праздниках начали разводить турецкий барабан, убеждая в глупости иностранцев, что это что-то настоящее, что привезли из Турции.
Со временем, в русском языке пословица "Турецкий барабан" начала употребляться в качестве образа человека, который показывает себя, как что-то важное и дорогое, в то время как все на самом деле просто и дешево.
Таким образом, смысл и происхождение каждой из этих пословиц являются достаточно интересными и показательными. Обе они показывают, что человек в своих желаниях на приумножение своего состояния может готов на все, даже на обман и ложь, и что люди, стремящиеся "светиться", часто выглядят глупо и несколько смешно. Оно связано с нашими антропологическим характеристиками: люди - социальные существа, желающие занять свое место в обществе, и именно стыд за неудачи и стремление к успеху заставляют нас вести себя "по-шутерски". Однако истории этих пословиц показывает, что поступать неправильно не приносит успеха, будь то стремление заработать больше или выделиться среди других людей. Главное - это порядочность и подлинность в наших поступках.