Запрет на трехликие иконы был установлен Церковью в 726 году на Шестом Вселенском Соборе в Константинополе. Это решение было принято в результате длительных дискуссий и было вызвано политическими и религиозными причинами.
Одна из причин запрета трехликих икон заключалась в монотелитском споре, который бушевал в то время. Монотелиты придерживались учения о двух природах Христа - божественной и человеческой, но только одной воле. Они считали, что Христос имеет только божественную волю, и поэтому трехликие иконы, где изображены три разные воли (божественная, человеческая и диаволическая), казались им еретическими.
Другой причиной запрета было желание пресекнуть девианции и злоупотребления в поклонении икоными изображениями. Церковные деятели опасались, что трехликие иконы могут вызывать негодование и непонимание среди верующих, а также вносить путаницу и смущение в чувствах и представлениях о Боге. Считалось, что икона сама по себе является святыней и должна быть поклоняема не как трехликая, а как единое изображение божественного сущности.
Также, трехликие иконы ассоциировались с практиками язычества и политеизма. Особенно это относилось к изображению аллегорической триады Зевса, Посейдона и Гадеса, часто изображаемой на трехликах иконах. Многие православные духовные лидеры считали, что эти изображения несут в себе черты языческого культа иллюстрируют понятие политеизма, что противоречит учению Церкви о едином Боге.
Нередко в подробных реалистичных изображениях Христа на трехликах иконах использовались символы, воспринимаемые как христологические, поскольку Церковь относилась к этому роду символов идеологически скептически. Например, изображение в образе трех христианских святых, чаще всего равносильное было связано с еретическим исполнением веры.
Однако, следует отметить, что запрет на трехликие иконы не был окончательным и абсолютным. Впоследствии, в православной иконописи были введены более мягкие и допустимые формы изображения трех лиц. Например, были созданы иконографические композиции, где персонажи изображаются не как трехликая фигура, а как отдельные лица, находящиеся рядом или в единой композиции. Это позволяло сохранитьединство изображения и сохранить баланс между религиозными убеждениями и эстетикой иконописи.
Как видно, запрет на трехликие иконы был связан с множеством причин, как религиозных, так и политических. Церковь стремилась поддерживать единство учения и предотвращать заблуждения и злоупотребления в поклонении. Кроме того, символика трехликих икон часто воспринималась как связанная с языческими или иными чужерелигиозными представлениями.
Запрет на трехликие иконы, хотя и вызывал некоторые споры и противоречия, но в итоге привел к разнообразию и развитию иконописного искусства. Благодаря созданию новых иконографических композиций, художники имели возможность проявить свою творческую индивидуальность, придавать изображениям глубину и смысл, сохраняя при этом традиции и каноны Церкви.
Несмотря на то, что трехликие иконы были запрещены в православной церкви, они все равно продолжают существовать и находят свое место в иконописи других христианских конфессий, таких как православная церковь Восточной Европы и католические церкви Западной Европы.
Таким образом, запрет на трехликие иконы был результатом длительных дискуссий и имел свои религиозные, политические и культурные корни. Однако, запрет не означал полное отрицание искусства или ограничение творческой свободы художников.
Он стимулировал развитие новых иконографических направлений, которые в итоге обогатили и переосмыслили иконописное искусство, сохраняя при этом его основные принципы и дух.