История отношений между Варнавой и Хрусталевым находится в центре внимания публики с момента их расставания в начале 1960-х годов. Варнава и Хрусталев – два уникальных и креативных людей, которые поначалу казались друг другу неотъемлемыми друзьями и партнерами, однако их совместный путь неожиданно прервался.
Борис Варнава и Андрей Хрусталев познакомились в самом начале 1950-х годов, когда Варнава вернулся из тюрьмы, где он был заключен за «антисоветскую агитацию». В то время Хрусталев был студентом Школы-студии МХАТ, и Варнава тут же заметил в нем потенциал. Сначала он стал наставником Хрусталева, помогая ему улучшить технику актерской игры и сценического проявления. Вскоре они стали работать вместе – Варнава писал сценарии, а Хрусталев исполнял главные роли. Их первая совместная работа была спектакль «Путиловцы», который был успешно показан на МХАТе в 1955 году.
После этого Хрусталев покинул МХАТ и переехал в Театр-студию киноактера, который возглавлял сам Борис Варнава. Вокруг театра сформировался круг молодых творческих людей – писателей, художников, музыкантов, которые вместе с Варнавой и Хрусталевым создавали необычные постановки. Так, на сцене знаменитого Театра-студии киноактера были поставлены такие произведения, как «Гиляровский». «Несчастливая Елена», «Проучиться жить», «Тушинские дворы» и др. Театр привлекал внимание необычной формой и содержанием, его стали называть «новой волной» в русском театральном исксусстве.
Отношения Варнавы и Хрусталева были заполнены творческой енергией, взаимопониманием и взаимным уважением. Однако в 1962 году в их дружбе случился неприятный инцидент. Во время презентации спектакля «Безумство Гамлета», который был главным проектом Театра-студии киноактера, Хрусталев, недовольный критиками и их оценками, несколько раз обратился к Варнаве с обвинениями и критикой своих методов работы. Варнава же, оскорбленный таким поведением своего друга и партнера, выступил на сцене и заявил об окончании сотрудничества с Хрусталевым.
Позже Варнава объяснил Хрусталеву свои обиды и они еще несколько раз встречались и работали вместе, но не так интенсивно, как раньше. Причина расставания несколько сложна и, вероятно, связана и с профессиональными разногласиями и с личными разногласиями между ними.
С одной стороны, можно предположить, что Хрусталев хотел стать автором своих собственных проектов, выйти из теней Варнавы и создавать самостоятельные представления. Варнава же был старшим в этой паре и был привыкшим руководить. Он не хотел превращать своего друга и партнера в конкурента и скорее всего не мог отпустить Хрусталева совсем свободным на творческом поле. Кроме того, у Варнавы была сложная и травматическая жизнь, и, возможно, это могло сказаться на его отношениях с другими людьми, включая Хрусталева.
С другой стороны, расставание могло произойти из-за разногласий в художественных взглядах. Несмотря на то, что Варнава и Хрусталев работали вместе и создавали уникальные и необычные спектакли, они могли иметь разные представления о роли искусства и его месте в жизни. Возможно, Хрусталев начал склоняться к более традиционной форме театра, в то время как Варнава продолжал экспериментировать и искать новые формы выражения.
Несмотря на то, что Варнава и Хрусталев больше не работали вместе, их имена остались в истории русского театра и киноактерского искусства. Они сработали многое вместе и создали много ярких и запоминающихся образов, которые до сих пор остаются знаковыми и влиятельными.