Ричард Вагнер (1813-1883) был немецким композитором, который стал популярен в Германии в период ее единения в конце XIX века. Его музыка занимает лидирующее место в оперной традиции Германии и известна своими тематическими и оркестровыми инновациями. Однако, Вагнер стал в значительной степени известен не только из-за своих музыкальных достижений, но и из-за своих политических и социальных взглядов, которые привлекали внимание многих идеологов своего времени.
Вагнер выражал свои взгляды в романах, письмах, эссе и в своих оперных работах. Он был известен своим антисемитизмом и пропагандой идеи немецкой национальности. Его взгляды на музыку были связаны с этой идеологией, и он считал, что музыка, главным образом, должна служить национальным целям.
Вагнер стал одним из любимых композиторов Адольфа Гитлера. Гитлер первый раз слышал музыку Вагнера в детстве и с тех пор стал ее поклонником. В своей книге "Моя борьба" Гитлер писал о Вагнере как о "величайшем сыне". В 1933 году Гитлер назначил оркестр своего двора на исполнение музыки Вагнера и создал фестиваль Вагнера в Байройте. Гитлер посетил этот фестиваль в 1933 году и после этого стал ежегодно посещать его.
Почему же Вагнер стал таким любимым композитором Гитлера? Ответ на этот вопрос можно найти, изучив несколько ключевых факторов.
1. Национализм
Как уже упоминалось, Вагнер был ярким представителем националистической идеологии. Он писал о необходимости создания немецкой культуры, основанной на германском мифе. Гитлер разделял эти взгляды и выступал за создание единого немецкого государства и нации. Для Гитлера музыка Вагнера была националистической идеологией в звуке, способной взывать к чувству гордости и патриотизма.
2. Антисемитизм
Еще одна связующая идея между Вагнером и Гитлером был антисемитизм. Вагнер выражал открытый антисемитизм в своих работах, ставил себе задачу очищения немецкой культуры от влияния еврейства и считал, что евреи представляют угрозу немецкому обществу. Гитлер тоже был известен своим антисемитизмом и использовалВагнера в качестве идеологического орудия для поддержки своих политических взглядов.
3. Художественная уникальность
Музыка Вагнера была уникальной для своего времени. Она отличалась от традиционной оперной музыки и включала в себя новые элементы, такие как использование лейтмотивов, которые связывались с конкретными персонажами и идеями в опере. Это привлекало внимание Гитлера и других людей, и они считали ее инновационной, эстетически превосходной и способной воздействовать на эмоции слушателей.
4. Социальный контекст
В Веймарской республике, которая существовала в Германии после Первой мировой войны до прихода нацистов к власти, происходили значительные социальные изменения. Были поражены традиционные нравы и ценности, возникли новые идеологии и политические движения. Культурный ландшафт был разнообразен и фрагментирован. В этом контексте, музыка Вагнера, с ее националистическими идеями, антисемитизмом, мифическим германским наследием, стала связующим элементом в усилиях по созданию немецкой культурной идентичности и способом противостоять социальному хаосу. Гитлер использовал музыку Вагнера в качестве инструмента для объединения нации вокруг своего режима.
В заключение, Вагнер стал любимым композитором Гитлера, преимущественно по националистическим, антисемитическим и мифическим причинам. Гитлер использовал музыку Вагнера для создания идеологической платформы для своего режима, а также для поддержания национального единства Германии. Однако, это не оправдывает использование музыки Вагнера в качестве пропагандистского инструмента, ни правомерность всяческих форм экспрессии насилия и дискриминации, которые были свойственны для нацистского режима.