В православной христианской теологии не существует концепции "чистилища" в том понимании, как она существует в других вероучениях, например, в римско-католической и англиканской церквях. Вместо этого, в православии существует убеждение, что верующие, которые умерли, могут пройти через процесс очищения в жизни после смерти, который называется “вечное благодать”.
Православные верят в понятие, что после смерти душа сразу же переходит в посмертный мир, где она будет судиться Богом в соответствии с жизнью, которую она прожила на земле. В зависимости от того, насколько душа была связана с Господом и выполняла Его заповеди, она будет принята в Небесный Царство или послана на место временного очищения.
В православной традиции очищения после смерти считается важным элементом, но не требует наличия какого-то места для совершения этого очищения. Согласно верованию, это процесс происходит вне времени и пространства, внутри души. Научное объяснение этого процесса невозможно, так как это связано с пониманием духовной реальности, и, следовательно, не может быть объяснено человеческим разумом.
Цель этого процесса - чтобы удалять наличие греха внутри души. Удаляя грехи, душа избавляется от негативных эмоций, таких как страх, злость или грусть. Это происходит, когда душа приближается к Богу, и обретает Его любовь и милость. Эти же процессы происходят на земле. Люди могут практиковать духовное очищение путем исповеди, участия в молитвах, постах и переживании различных богослужений.
Концепция о посмертном очищении присутствует в многих религиях мира, и для каждой из них она может иметь свое понимание. Однако для православных епистемология делается более расширенной, и необходимости в наличии конкретного места для “чистилища” нет. Религия противополагает идею, что после смерти душа может быть либо приглашена в Рай, либо отправлена в Адна промежуточную ступень – чистилище. В конце концов, все зависит от того, насколько душа была связана с Богом и служила Ему в жизни.