Александр Солженицын считал, что правда и честность - это главные добродетели человека, и что они наиболее полно проявляются в простых людях, таких как Матрена, которые не заботятся о своей славе, богатстве или статусе. Это свойство могло быть результатом его опыта как автора в СССР, одной из самых приверженных к марксистской идеологии режима. Матрена - это прекрасный пример человека, который проявляет эти качества в своей жизни.
Действительно, Матрена была именно таким бесхитростным человеком, который всегда был готов оказать помощь другим. Она работала на фабрике и жила безизвестной жизнью, но была известна своей любовью ко всему живому и своей готовностью помогать всем, кто к ней обращался. Она не считала, что ее жизнь должна быть насыщена роскошью и богатством. Вот почему в глазах Солженицына она была Праведницей - кто любит и заботится о других, передавая свет своей любви всем окружающим. Именно такие люди - настоящие герои, от которых ценности жизни не уклоняются, неординарными, неповторимыми. Их внимание и забота по отношению к другим, как и открытый интерес к чужому мнению и творчеству, являются наиболее достойными проявлениями человеческого достоинства и внутренней красоты.
Солженицын уважал и любил простых людей, считая, что они - настоящая сущность нашего общества. Его вера в силу человеческого духа и надежду на изменения в лучшую сторону были важными компонентами его работы. Великие романы, такие как "Один день Ивана Денисовича", "Раковый корпус" и "В круге первом", документируют жизнь людей в тюрьме и ссылочных лагерях и показывают, как простые люди могут выживать и действовать даже в самых тягостных обстоятельствах. В своей эпической новелле "Октябрьская рожь" Солженицын описал жизнь деревенских жителей и человеческие страдания от коллективизации.
Выбор в качестве образца Праведницы личности Матрены понятее. Она была человеком, который заботился о своей семье, а также о бедных и больных людях. Она помогала всю жизнь, даже не взирая на свои проблемы и бедность. Ее внуки и др. люди, которых она никогда не радовала какими-то материальными «благами» благодарили ее не только за помощь, но и задуховную поддержку, за ее сильную и искреннюю веру в Бога и за ее умение простить и любить даже тех, кто ей причинял боль.
Таким образом, Солженицын назвал Матрену Праведницей, потому что она являлась примером героизма, открытости, честности, доброты и беззаветной любви к ближнему. Ее личность и деяния вобрали в себя свойства, которые Солженицын считал основополагающими для истинного человеческого достоинства. Эти свойства не зависят от образования, статуса, национальности или социального положения, и являются глубоко врождёнными качествами, которые могут и должны развиваться в каждом человеке. Матрена стала символом надежды и оптимизма, переживая пробы и трудности, но сохраняя веру в лучшее будущее и любовь к окружающим.
Кроме того, название "Праведница" Солженицыном могло быть обусловлено и его отношением к религии. Солженицын сам был верующим человеком, которому была близка православная культура и традиции. Матрена также являлась человеком, убеждённым в Боге и жившим в соответствии с христианскими учениями, что, безусловно, наводит на мысль, что для Солженицына Матрена являлась не только символом человеческих добродетелей, но и образом христианской веры и духовности.
В целом, книга "Матрёнин двор" является историческим, эпическим и метафорическим произведением, которое выражает глубокие человеческие ценности, такие как уважение к бедности и скромности, жертвенность, любовь к ближнему, вера и духовность. В Матрене Солженицын увидел продолжение этой традиции, и для него она стала символом того, чего он так стремился сделать в своей работе и жизни - восстановить человеческие ценности и духовность в мире, где они были забыты и заменены на привлекательные, но пустые ценности материального благосостояния и потребительского общества.