Роман "Преступление и наказание" Федора Достоевского знаменит своей сложной психологической структурой и глубокими философскими мыслями. Одной из ключевых тем романа является вопрос о месте и смысле жизни, о возможностях и ограничениях человеческого бытия. Главный герой романа Раскольников страдает от чувства отчуждения и беспокоит свойственное многим людям желание обрести новые горизонты. В одной из глав романа мы видим, как Раскольникову приснятся многочисленные, противоречивые образы, среди которых наиболее ярким является образ Африки.
Причины того, что Раскольникову пригрезилась Африка, можно найти в характере героя и в контексте романа в целом. Первое, что бросается в глаза, это то, что Раскольникову не хватает новых впечатлений и эмоций в жизни. Он чувствует себя изолированным от мира и жаждет перемен. Эта жажда не просто следствие изнурительного состояния, которого изначально не избежал Раскольников (вспомним, что он убил старушку и её сестру), но и постоянное образование... вообще такое понятие для Раскольникова абсолютно важное. В этом смысле Африка для него символизирует всё неизведанное и грандиозное, что ещё не захвачено цивилизацией. То есть, для него, Африка - это альтернативный путь развития культуры.
Одновременно же, Африка также является знаком жертвенности, силы природы, бедности, голода и болезней. Но за этими ужасающими сторонами жизни Африки Раскольников видит и блестящие перспективы. Он чувствует, что там ещё не разрисованы все страницы истории, нет человеческой культуры, которая бы усмирила и "приручила" нетронутую природу. Раскольников уверен, что там он найдет то, на что готов променять свою жизнь: начнет новую жизнь, изучит этнографию, природу и религию.
Вопрос о том, должен ли Раскольников уехать в Африку или нет, оставлен без ответа, но это является лишь прицементированной печатью на грани того, что и кошмар и мечта могут быть находками для себя, которые нужно искать и на которые можно надеяться. Если бы Раскольников решил уехать, это было бы чрезвычайно символично. Его жизнь в этом случае прекратилась бы на том этапе, когда он был бы готов действительно начать новый жизненный путь, осуществить свои мечты и желания. Но на другой стороне вентиляционного решетчатого окна лежала больная и немощная сестра и мать, которые были не в состоянии от него оторваться.
Почему же Раскольников выбрал именно Африку? В первую очередь, можно сказать, что в его пригрезение об Африке заложена определенная дистанция и отчуждение к европейской цивилизации, которую он видит слишком испорченной. Раскольников считает, что в европейской культуре пропало то, что в ней изначально было священным, что пришло место низменным человеческим сделкам и корысти. Африканский континент для него символизирует возвращение к первобытному бытию, к естественной природе и к человеческим связям на другом уровне.
Так же Раскольникову пригрезилась Африка, потому что он уставился на свой нихромкий, однообразный быт в проблемном и мрачном Петербурге. Он испытывает желание увидеть непознанный мир и укатить головой в эту новую реальность. Он уставший от того, что жизнь не дает ему шторма эмоций, и в Африке он мог бы почувствовать, как будто он начинает жить заново.
Но несмотря на то, что мечты герои романа являются его спасением, когда они превращаются в реальность, многие из них обречены на провал. В том, чтобы уехать в Африку, Раскольников видит реальный шанс начать новую жизнь. В этом смысле, мечта об Африке становится не чем-то, чего он действительно хочет, а предметом душевного терзания. Он становится сознательно свидетелем и хранителем того, что он уже никогда не сможет получить.
В заключении можно сказать, что пригрезиться Африка Раскольникову это проявления его внутреннего мира. И даже если он бы решил уехать в Африку, это ничего бы не изменило. В его сердце осталось бы обращенное в образ первобытное начало, вечное желание поставить всю свою жизнь на край риска. Неважно, какой бы маршрут был выбран, Раскольников всегда был бы неутолимо голодным, ища свою судьбу и настоящую сущность существования.