Раскольников, главный герой романа Федора Достоевского "Преступление и наказание", совершил убийство старушки Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы Ивановны. Он является типичным представителем того периода русской истории, когда многие люди пытались научно доказать рациональность идеи о «высшем смысле человеческой жизни», часто бездумно перенося её на население России. На этих идеологических основах, а также под воздействием апокалиптических настроений в обществе, Раскольников решил совершить убийство, чтобы доказать себе и всему миру, что он свободный и независимый человек, не привязанный к общественным нормам и этическим принципам.
После совершения убийства Раскольников начинает испытывать мучительный внутренний конфликт, связанный с самооценкой, моральными нормами и понятием справедливости. Его убедительный рационализм сталкивается с эмоциональной стороной его личности, которая противоречит его убеждениям.
Самое важное, что в конечном итоге побуждает Раскольникова сознаться в преступлении, - это понимание того, что его убийство не имело никакого смысла. Он не добился ни героической славы, ни общественного признания, ни этического или духовного просветления. Напротив, он лишь подтвердил свою безнадежную, исключительную и завистливую натуру.
Один из решающих моментов в этом процессе - это беседа Раскольникова с духовником, Порфирием Петровичем. В ходе этой беседы, Порфирий возвысил Раскольникова до определённого уровня мудрости и богатства, и тот подробно рассказал о своих мотивах и эмоциях в момент убийства.
Суть в том, что Раскольников понял, что преступление нельзя оправдать никакой научной или этической теорией. Единственный способ преодолеть свой внутренний конфликт, - это признаться в своей вине, и понять важность моральных принципов для сохранения собственной личности и целостности общества.
Для Раскольникова признание в вине означало понять свою слабость и не составлять борьбу с главными ценностями жизни. Его сознание, хотя и притомленное и погруженное в ночной кошмар, нашло в сознании о своей вине взаимоотношения, где моральные принципы и ценности наиболее важны для жизни, чем собственная самооценка. Это означало, что он не только осознал свою вину, но и начал понимать, что нужно бороться за мир и братство, где люди будут жить и действовать в соответствии с высшими моральными принципами.
Сознание в собственной вине в значительной степени повлияло на дальнейшую жизнь Раскольникова. После совершения преступления он испытывал постоянную внутреннюю боль и сообщал голоса изнутри, которые не позволяли ему жить спокойно. Он стал антисоциальным, сторонился других людей, не хотел общаться с ними и чувствовал свою самоизоляцию. Но после признания собственной вины, Раскольников почувствовал некоторый положительный сдвиг в своей жизни. Он начал понимать смысл слова «сопереживание», почувствовал желание помочь другим людям и вознести их брата и сестру. Раскольников осознал, что настоящая свобода и счастье не лежат в криминальных поступках, а в их отсутствии и в жизни в соответствии со своими моральными принципами.
Таким образом, Раскольников сознался в преступлении не только из-за своей вины, но и потому, что со временем он понял, что его убийство не принесет ему никакой пользы и не превратит его в героя. Ему стало ясно, что для того, чтобы по-настоящему жить людям нужно проживать по совести, стремиться к моральным ценностям и уметь применять их на практике. В конечном итоге, признание в собственной вине стало для Раскольникова первым шагом на пути его жизни, где он пересматривал свои взгляды и становился более социальным и моральным человеком.