В «Преступлении и наказании» Федор Достоевский описывает искушение Родиона Раскольникова своей идеей, оправдывающей убийство. Раскольников считает, что он может убить Алёну Ивановну как «чужого (Uebermensch)», который не подчинен общественным законам и правилам морали, т.е. превосходит обычного человека в своей воле и действиях. После совершения убийства Раскольников остается с драгоценностями, которые украл у жертвы, и зарегистрированной на нее квартирой.
Однако, несмотря на свое искушение использовать украденные деньги, Раскольников, наконец, решает не потратить их на свои нужды. Ему претит жизнь в лжи и притворстве, в которой он оказался после смерти Алёны Ивановны, и он понимает, что деньги, принесшие ему столько неприятностей, не могут быть источником счастья. В результате, Раскольников начинает подумывать о том, как вернуть деньги, которые он украл, и позже даже открывает, что это не так просто.
Раскольников очень скрупулезным. Он обнаруживает, что ему трудно жить сознанием вины в совершенном им преступлении, и объясняет это своей философией. Он пребывает в особом состоянии, неспособном к нормальному поведению в обществе, и не может рассматривать украденные им деньги как свое собственное имущество. Его высшее Я приказывает ему быть честным, и Раскольников не может нарушить этот закон.
Кроме того, Раскольников понимает, что его преступление не оставит его в покое. Он осознает, что деньги принесут ему только боль и страдания, а не счастье и удовлетворение. В своей эзотерической философии Раскольников считает, что человек не может иметь абсолютное благополучие и счастье в одиночку. Ему нужно отдать себя другим, чтобы достичь настоящего счастья. Это духовное состояние испытывает Раскольников после преступления.
Тем не менее, Раскольников никогда не оставляет свою попытку оправдать свою идею Уберменш в своей голове. В конечном счете, судьба, которая подбирает его на земле, приводит его к катарсису его души. Он находит в идеях христианской осведомленности о совершенстве на земле, которые ему становятся дороги и становятся средством его преображения. В результате, Раскольников решает сдать погашение долга, которая была у его сестры Дунечки, и часть денег дарит сестре Соне, которая оказалась жертвой торговца детьми. Он также отказывается от наследства, которое ему оставил его отец, предпочтя сделать свою жизнь самостоятельной, не загрязненной влиянием денег.
Итак, можно сделать вывод, что Раскольников не пользуется награбленным имуществом из-за его высоких моральных принципов, которые не позволяют ему обожествлять деньги и богатство. Его духовное поисковое состояние, пожалуй, не позволяет ему просто использовать эти деньги для своих личных нужд. Вместо этого Раскольников терпеливо искал путь, который мог бы принести ему настоящее счастье и исполнение, а также помогать тем, кто в беде. Это отражает постоянный конфликт между материальностью и духовностью, который присутствует в романе, а также является частью человеческой природы. Многие люди в конечном итоге приходят к выводу, что деньги, как и материальный мир, на самом деле не могут принести настоящего счастья и удовлетворения, а лишь временную пользу.