Произведение Николая Гоголя "Мертвые души" по праву считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы. Заглавие этого романа, содержащегося в двух частях, порождает множество вопросов и споров, касающихся его трактовки. Чтобы ответить на вопрос "Почему произведение называется "Мертвые души"?", необходимо погрузиться в анализ литературных методов и смыслов, заложенных в текст Гоголя.
Главный герой и план "мертвых душ"
Основная идея произведения связана с идеологическими и социальными вопросами того времени. Главный герой романа, Чичиков, приехал в губернию с целью купить "мертвые души" – то есть списки крестьян, умерших в период между переписями населения. Он надеется использовать эти списки в серии хитроумных сделок: обменивать их на деньги, заложить имение, показать богатство – и тем самым стать в глазах других общественным деятелем.
Он не просто покупает "мертвые души", но и пытается "оживить" их, то есть зарегистрироваться ими в качестве крестьян и получить с этого выгоды. Чичиков – типичный представитель бюрократической элиты, жаждущий наживы и социального статуса, нарушающий закон на каждом шагу. Таким образом, роман становится аллегорией на жизнь и нравы российского общества вплоть до революции 1917 года.
Символизм и образы
Термин "мертвые души" в романе Гоголя играет ключевую роль, имея разные значения в зависимости от контекста. Одним из таких значения является образ крестьян, чьи имена Чичиков заносил в свои списки. Крестьяне в России XIX века были в рабской зависимости от помещика, их запрещалось продавать без какой-либо оговорки. В этом смысле их можно было сравнить с мертвыми, у которых уже нет никаких прав или свобод, которые можно было бы продать и использовать.
В то же время, эта идея также символизирует духовную трагедию и безнадежность переживаемых крестьянами страданий. Многие из них годами работали и выращивали урожай, но результаты их труда уходили на прокорм тех, кто не имел с этим никакого отношения. Они смотрели на свою жизнь как на нечто бессмысленное, лишенное индивидуальности и свободы – как жизнь "мертвых душ".
Сюрреализм и парадокс
В "Мертвых душах" Гоголь использует элементы сюрреализма и парадокса, которые усиливают эффект странности происходящего. По сюжету, главный герой ходит по губерниям и "покупает" у помещиков списки умерших крестьян, чтобы затем вселить их в живых, чтобы "заработать" на них деньги. Это представляет собой абсурдную ситуацию, которая выглядит так, словно Чичиков пытается привести в жизнь мертвых людей.
Однако, это также может относиться к бюрократической системе Российской Империи. Система подразумевала, что посредники получали "награду" за помощь в поиске недостающих "мертвых душ", что создавало возможность для них наживы на чужой беде. Этот парадоксальный элемент произведения является высказыванием автора о том, что общество Российской империи является недополучающим, а правительство бюрократическим монстром.
Выводы
Гоголь, используя многие литературные приемы и символы, изобразил жизнь России в XIX веке. Произведение "Мертвые души" вызвало неподдельную заботу у многих читателей в России, которые увидели в нем отражение собственной жизни и судьбы. Используя метафоры о мертвых душах, гоголь призывает увидеть трагедию людей, лишенных свободы и права на собственную жизнь. Однако, произведение можно интерпретировать и по-другому - как парадоксальный образ бюрократической системы и ее ненасытных представителей.
Один из самых знаменитых цитат из "Мертвых душ", "Между тем, в разговоре с людьми он (Чичиков) уже давно понял, что существует как бы мертвая душа человека. И понявши это, он чувствовал себя великим учёным, который раскрыл одну глубочайшую тайну", символизирует не только глупость героя, но и безысходность, которая овладевает людьми, лишенными своих стремлений.
Таким образом, "Мертвые души" Гоголя – это произведение о времени, в котором жил автор. Оно создано для того, чтобы помочь людям понять сложность и трагедию жизни, наполненной несправедливостью, бедностью и бюрократией. Термин "мертвые души" становится символом этой жизни, отзываясь в сердцах каждого, кто в ней находит себя и свою судьбу.