Михаил Лермонтов в своем произведении "Герой нашего времени" создал образ героя, который противоречит традиционным представлениям о главном герое литературного произведения. Герой Печорин не имеет ни ярко выраженных моральных черт, ни богатого внутреннего мира, ни духовных или идеологических установок. Он стал символом своего времени, эпохи, которая была неспокойна и движущаяся вперед, но при этом еще не нашла определенного курса.
Первая часть романа "Бэла" описывает Печорина в молодости. Он герой чудаковатый, поэт, с чувствительной душой и романтическим мировоззрением, но в то же время настоящий циник, пренебрегающий романтическими идеалами, считая их ненаучными и бессмысленными. Он не принадлежит ни к богатому аристократическому слою, ни к беднякам, а проживает свою жизнь на периферии общества, украдкой влюбляясь в прекрасные женщины, участвуя в ненужной науке о бюрократии и обвиняя других в своих проблемах. Общество вокруг него равнодушно и отстранено, но оперирует традиционным моральным нормам, которым не удается приспособиться Печорину.
В комментариях к роману Лермонтова можно найти различные определения личности Печорина. Он является представителем героя своего времени, которое отказывается от традиционных идеологий в пользу более практического подхода к жизни. Он не красив, не богат, не сильный, не добрый, но он притягивает к себе внимание окружающих своей необычностью. Его личность неоднозначна и загадочна, как будто он живет в мире, который находится на грани мировой катастрофы. Печорин воображает себя свободным и независимым, но его жизненный опыт и поведение говорят о том, что он находится в заточении общественных представлений.
Другая главная черта Печорина - это безразличие к жизни. Он не находит себе места в обществе, но при этом не стремится к изменению своей судьбы. Он проживает свои дни, не заботясь о будущем, но понимает, что жизнь не бесконечна и в конечном итоге повернется против него. Он ощущает бессмысленность своих действий, но при этом не может принять другую жизненную позицию. Он живет сегодняшним днем и не задумывается о том, что будет завтра.
Вторая часть романа "Тамань" описывает Печорина уже в зрелости. Он стал еще более опытным и беспечным в своих поступках и не учитывает жизненного опыта и моральных принципов других людей. Он становится по настоящему безразличным к жизни, заинтересованным в собственном выгодном положении и готовым на все ради сохранения своей свободы.
Третья часть романа "Принцесса Мэри" описывает Печорина на грани гибели, где он пойман в западне своих собственных страстей и желаний. Он больше не сможет вернуться в свою старую жизнь и будут отдалены от тех, кто ему раньше был близок. В конечном итоге он остается в одиночестве, лишь наблюдая за тем, как вокруг происходят эпические события.
Таким образом, Печорин стал героем своего времени, который отразил настроения и мысли современников Михаила Лермонтова. Печорин живет в мире, который еще не нашел своего определенного курса, и стал символом разрыва между традиционными моральными и идеологическими установками и новыми взглядами на жизнь и общество.
Печорин - это герой своего времени, который не имеет ярко выраженных черт характера, но эти он является интересным и многогранным персонажем, обращающимся к читателю за пониманием и одобрением того, что происходит в его жизни. В его образе Лермонтов изобразил героя, который не очевиден и неоднозначен, но в то же время далеко не герой-отрицание. В Печорине есть масса черт, которые заставляют читателя внимательно следить за тем, что происходит в романе, и пытаться понимать мотивы и поступки главного героя.