Павел I, внук Екатерины II, став на российский престол, был весьма резким и неоднозначным монархом. Он проводил множество реформ в ходе своих коротких правлений, касающихся внутриполитических и внешнеполитических вопросов, а также семейных.
Одной из принципиальных реформ, которую он ввел, была смена порядка престолонаследия. До того момента, как Павел взошел на трон, Российская империя следовала закону первородства сил и соответствующему порядку наследования. Так, если монарх имел сыновей, то старший из них, при отсутствии причинной недееспособности, автоматически становился следующим наследником трона. Но, насколько это совпадало с истинным желанием монаршей династии?
Павел I пришел к выводу, что наследственная монархия должна быть устроена по другой схеме. Согласно своим убеждениям, первородство не обязательно означает, что главным аргументом является возраст или порядок рождения. Важен, на его взгляд, могущественный авторитет. Так, монарх принял решение о том, что наследником короны должен стать тот, кто окажется старше и ближе всех в кровной линии к самому правителю.
По словам Павла, именно он знает, кто должен быть наследником трона, потому что он мыслит «на духовной основе». Он считал, что новый порядок наследования должен привести к укреплению России, а к тому же, этот порядок позволял всех участников монаршей династии, не только первородных сыновей, но и членов семьи в более дальней линии кровосвязи, иметь надежду на престол.
Но необходимо отметить, что реформа Павла не вызвала единодушия среди общества, правящих кругов и других стран. Некоторые считали его решения крайне эксцентричными, а другие – считали решение получше предыдущего порядка. Существовала опасность, что новый способ наследования приведет к борьбе за власть среди участников династии, но Павел надеялся добиться необходимой гармонии в семье.
Также стоит отметить, что новый порядок наследования Павла был отменен уже через несколько десятилетий – после смерти царя Николая I, его брат Михаил, который должен был стать де-юре наследником трона, отказался от власти в пользу своего брата Александра II.
В целом, реформа Павла I, связанная с изменением порядка наследования, является коварной воплощением принципов монархического правления и весьма была обусловлена личными убеждениями монарха. Его реформа вызывала сильный протест, но через некоторое время она была забыта. По сути дела, реформа Павла I не увенчалась успехом, так как наследование заново изменили через несколько лет после его смерти.
Однако можно выделить несколько причин, почему монарх решил изменить порядок престолонаследия. Во-первых, Павел I был жестоко убит, что могло стать для него мотивом к изменению порядка наследования. Он был отстранен от власти и снят с трона, а затем был убит в конце XVIII века. Монарх мог рассчитывать, что новый порядок наследования защитит его потомство от таких событий, как тот, что произошел с ним лично.
Во-вторых, Павел весьма уважал своего отца – единственного наследника, который не стал императором – и мог невольно привыкнуть к тому, что наследник не обязательно должен быть старшим сыном. Он также мог считать, что своему отцу было бы справедливо занять место на троне, даже если он сыном Екатерины II стал бы не он.
В-третьих, Павел I хотел гарантировать сохранение монаршей династии после своей смерти. Новый порядок наследования позволил ему обеспечить эту стабильность, так как он предусматривал, что наследником может быть кто угодно в кровной линии, даже те, кто не были старшими сыновьями.
Наконец, Павел I мог видеть в изменении порядка наследования шанс на укрепление своей власти и отказаться от того, что казалось ему неминуемым. Он возможно считал себя главным источником истины и уверенным в том, что новый порядок наследования приведет к более продолжительной и успешной монаршей династии.
Важно понимать, что такие реформы как изменение порядка наследования – это сложный и многогранный процесс, который не всегда сразу находит понимание и поддержку со стороны общества. Но также важно понимать, что каждый монарх руководствуется своими убеждениями и не всегда они находят соответствие с интересами народа.