Партия эсеров (анархо-народники) в России появилась в конце XIX века в отношении к революционному движению, которое стремилось к установлению социальной справедливости через народную революцию и уничтожение «старого мира». Партия была основана на народнических идеях и левых социалистических взглядах, которые удерживались в обществе до этого времени.
Народники - это были те, кто считал пролетариат нашим главным союзником и кто считал революцию необходимым условием для установления социалистической системы в России. Впервые, эсеры начали убеждать большинство населения России, что пролетариат – это носитель наиболее продвинутых идей гражданского общества.
Однако можно утверждать, что эсеры стали неонароднической партией по нескольким причинам.
Во-первых, эсеры отказались от «боевой» народнической доктрины радикальной революции и обращения к народу устами и силой. Вместо этого они стали рассматривать заинтересованные группы и работников, которые, с их точки зрения, могут быть мобилизованы в поддержку революции.
Во-вторых, неонароднические эсеры отклонили идею разрушения страны, длившуюся некоторое время в народническом движении. Вместо этого эсеры стали рассматривать революционный взрыв как переходный этап, предшествующий созданию нового «справедливого» общества.
В-третьих, эсеры приняли в свою программу программу демократической революции, которая включала установление республиканской формы правления в России и расширение прав и свобод граждан. Во многом благодаря этому они стали настоящей оппозиционной силой, борющейся за гражданские свободы и права.
В-четвертых, эсеры стали более ориентироваться на рабочий класс, как на главную потенциальную поддержку революционного движения. Экономические проблемы населения и социальные протесты стали важной темой их агитации.
Благодаря вышеперечисленным изменениям, эсеры, изначально народническая партия, трансформировалась в неонародническую. Однако, их социалистические идеалы, как, например, «личное право на землю», которое они продолжали отстаивать, переплетались с реформистской политикой, что отмечалось рядом современных исследователей.
Несмотря на свои преобразования, эсеры оставались одними из основных представителей революционного движения в России. Их идеи относительно устройства общества и права народа на землю взяли свое начало в народнический период и исходили из приверженности идее о народе. Движение эсеров стало важным фактором в России в первой половине XX века.
В своей оценке народнической и неонароднической эры в российском революционном движении, исследователи выделяют некоторые особенности поведения эсеров. В первую очередь это связано с их главными идеями о новом обществе, которое было, по сути, социалистическим. Эсеры отвергали описанный народниками «мир мелких производителей», но продолжали утверждать, что из них может вырасти социальная группа, способная изменить политическую и экономическую систему.
В этой связи, именно среди эсеров возникла идея организации кооперативов, которые могли бы использоваться для усиления возможностей народа. Однако, прекращение предварительной и промышленной деятельности крестьян и рабочих и сдерживание производства – это проблемы, сопутствовавшие идеям эсеров в России. Таким образом, вместо революции, которая была главной целью народников, эсеры пытались укрепиться за счет создания скрытых источников общественной поддержки и могущественных экономических институтов. Хотя это и было не в рамках народнической идеологии, которую провозглашали ранее, но, тем не менее, как показало время, этот подход приносил эффективные результаты, и эсеры были успешны в своих попытках.
Таким образом, партию эсеров можно назвать неонароднической ввиду его перевзглядевших идей демократии, элементы экономической кооперации и устройства нового общества. Однако, они продолжали использовать народнический язык и идеалы для оправдания своих политических и экономических целей. Фактически они были наследниками народнического движения, и их взгляды на общество и его новое устройство были направлены на социальную справедливость и на благо всего народа.