Существует множество версий и объяснений по поводу того, почему опущенных называют петухами. Некоторые из них имеют историческое звучание, другие — мифологическое. Но как бы то ни было, данное выражение является общеупотребительным, особенно среди поколений, выросших в СССР, и сохраняется в языке на протяжении десятилетий.
Одним из мифологических объяснений является самый известный и распространенный миф о том, что у петуха, который крутится в центре петушиного боя, нет шансов на победу, поскольку он должен сражаться с более сильными и опытными соперниками. Следовательно, побеждает тот, кто живет дольше, или, иначе говоря, тот, кто не был повержен в поединке. По этой логике, тот, кто проиграл, становится опущенным и поэтому уподобляется петуху, который потерпел поражение в бою.
Также есть версия, связанная с историческим разрезом общества на две классовые группы — знатных и простых (крестьянских) людей. В церковных венцах изображения освящались только знатные персы. В связи с этим, крестьяне, желая закрепить свой пост в социокультурном плане, стали внедрять в обиход термин "петух", отсылая этим словом к знатному сословию, называя тех, кого крестьяне считали "сосланными", "опущенными" или "убитыми" знатными, которые больше не могли объединяться со своим социальным классом.
В других версиях этого выражения утверждается, что опущенные получили свое название в связи с тем, что они были лишены возможности вести полноценный образ жизни. По этому объяснению, петух — это символ странствий и нищеты, которые преследуют беспризорных и безработных людей.
Возможно, одним из самых подходящих и очевидных объяснений того, почему опущенных называют петухами, является связь этого слова с эмоциональной составляющей. Ведь петухы — это животные, которые очень контактны и склонны к агрессивному поведению, особенно в условиях борьбы или конкуренции. Поэтому, если сказать кому-то, что он или она — петух, это может иметь не только негативную, но и положительную коннотацию.
Как правило, этот эпитет применяется к людям, которые сильны и уверены в себе. Они готовы срываться с места в любой момент и проявлять свои самые особенные качества в экстремальных условиях. Такаяассоциация может быть связана с тем, что петух был одним из первых животных, которые люди начали приручать для использования в качестве боевых кур-бойцов. С тех пор петух стал символом борьбы и устремлений, а его имя стало отсылать к людям, которые имеют похожие качества характера.
В целом, можно сказать, что название петух, как определение для опущенных, имеет множество исторических, мифологических и культурных опор. Однако, независимо от того, какое объяснение за этим стоит, главное здесь — значение эмоционального и культурного аспекта этого выражения. И если в наши дни его употребление уходит на спад, то название петух становится интересной ретроспективой на прошлое, помогающей лучше понимать нашу культурно-историческую идентичность.