Шинель - это повесть, которую написал Николай Гоголь в 1842 году. Эта повесть находится среди наиболее известных и популярных произведений Гоголя и знакома многим читателям не только в России, но и за ее пределами. Название «Шинель» в данном случае имеет важное значение, ибо оно является символом неравенства в российском обществе. Для понимания, почему Гоголь назвал свою повесть именно так, важно рассмотреть историю создания произведения и условия жизни российских людей того времени.
Исторический контекст создания произведения
Николай Гоголь родился в 1809 году в Украине, которая тогда входила в Российскую империю. Он вырос в большой и бедной семье, и его семья часто переезжала. Отец Гоголя умер, когда тот был еще ребенком, поэтому семья оказалась в очень тяжелом материальном положении. Николай Гоголь рано начал писать, и первые произведения он написал еще в школе. После школы он поступил в университет в Петербурге, где начал писать свои первые взрослые произведения.
Одним из таких произведений стала повесть «Шинель». Гоголь написал ее в 1842 году, когда Россия находилась в очень тяжелом социальном положении. Страна переживала эпоху неравенства, когда бедные люди работали на фабриках и заводах, а богатые аристократы жили в роскоши и изобилии. Это время назвали в России эпохой Фауста, когда люди жаждали богатства и успеха. В эту эпоху Гоголь написал свою повесть, которая стала критикой общества и символом неравенства.
Символика названия «Шинель»
В своей повести Гоголь рассказывает о жизни неимущего гражданского служащего Ахметова, который живет в бедности и одиноко. Ему приходится жить на окраине города, где нет нормальных условий для жизни. Он мечтает о новой шинели, которую хотел бы приобрести, но у него нет денег для покупки. Но однажды Ахметов получает наследство и наконец-то покупает свою шинель. Он очень радуется, но вскоре у него ее украли. После этого Ахметов попадает в психический кризис и несколько дней спустя умирает.
Назвав свою повесть «Шинель», Гоголь передает читателю идею, что эта шинель олицетворяет не просто мечту об одежде, а главным образом человеческое достоинство и социальное положение. В Россиитого времени шинель имела особое значение. Она была не просто предметом одежды, а символом социально-экономического статуса ее обладателя. Шинели носили только богатые люди – артистократы, чиновники, зажиточные купцы. Они часто меняли шинели и показывали свое богатство и престиж. Но для бедных людей шинель была недоступной роскошью, нечто, о чем можно только мечтать.
Именно эта идея – разнородность социального положения – заложена в названии повести Гоголя. Шинель для Ахметова не просто предмет гардероба, но символ выхода из бедности и отчаяния в жизни. В момент покупки шинели он начинает мечтать о новой жизни, о том, что внезапно все его проблемы решатся. Однако, после того как его шинель была украдена, он понимает, что перспектива новой жизни была всего лишь иллюзией. Ему снова приходится вернуться к нищете и бедности, и его мечты об улучшении существующей ситуации рушатся.
Поэтому название «Шинель» так важно в повести Гоголя. Оно передает идею неравенства в обществе, различия в социальном положении людей, идею о том, что богатым удается завладеть всеми благами жизни – деньгами, роскошью, успешной карьерой, а бедным приходится мечтать только о шинели, которая, на самом деле, ничего не значит.
Заключение
Таким образом, название «Шинель» в повести Гоголя – это не просто название предмета одежды. Оно передает идею противоположности социального положения на два полюса: богатства и бедности. В своей повести Гоголь показывает, что судьба Ахметова – это не просто идея о бедности, но и критика невозможности социального продвижения, ограничения радикулизма и жизни маленькими мечтами. Различия в богатстве и статусе определяют не только способ жизни, но и пределы человеческой жизни. Поэтому название «Шинель» становится не только символом различия в статусе в России того времени, но и инструментом критики такого становления, который был характерен для многих ежедневных жизней в то время.