Свастика – символ, который знаком каждому. В истории народов многие этот символ ассоциировали с духовностью, благополучием и удачей. Но о судьбах символа судьба этого символа изменится после нацистского переворота в Германии. Сегодня свастика – это прежде всего символ нацио-националистических, экстремистских и фашистских организаций. И по-прежнему для многих остается загадкой, почему свастику выбрали нацисты в качестве символа своей партии и эмблемы нацистской Германии.
Исторический путь свастики
Свастика – это один из старейших символов, который был известен и использовался еще до нашей эры. Его можно увидеть на древних артефактах индийской культуры, где он выступал в качестве символа счастья и плодородия; в персидских коврах и на китайских досках для го; в росписях древних греческих сосудов. В средние века свастика популяризировалась как символ христианства – знак креста.
В конце XIX века свастика стала атрибутом декоративного искусства, она украшала изделия из золота, драгоценных камней и стекла. Цвет свастики тоже носил символический характер – некоторые виды свастики, например, красная, были символами мощи, а золотая, богатства и благополучия. Такая иконография была популярна не только в Европе, но и в Японии и Китае.
Свастика стала символом национализма
С началом XX века свастика вновь появляется на свете как символ национализма. В разных странах она становится символом националистических движений. В Европе этим символом стала «булава» – националистическая организация в Латвии, затем у нацистов появился подобный символ – «смертельная голова», который многие знают как символ SS. В Италии была создана националистическая партия с символом «ромба с кольцом», в котором была изображена свастика, но эта партия не была связана с нацизмом.
Для нацистов свастика стала символом нацизма, но у них были и другие варианты. С началом 1919 года Гитлер основал Национал-социалистическую рабочую партию, но на тот момент у них не было символа. Один из участников партии во время быстрой маний использовал символ снаружи круга, но это решение не понравилось главе партии. В июне 1920 года, накануне второго съезда, Гитлер обратился ксвоему другу и художнику Фуэреру, просив сделать эмблему для партии, которая бы соответствовала ее безжалостному и преступному характеру. Фуэрер выбрал свастику как основной символ: он был знаком Ганнибалу и использовался как талисман националистических группировок. На известном узком пути вершины Baseberg в Пендерборне (одном из материковых городов Независимого Государства), который является святым местом для нацистов, древняя свастика находилась на деревянном кресте.
Но Гитлер решил изменить цвет своей свастики на черный цвет для выражения силы и власти. Также были предложены такие варианты, как красный цвет, зеленый цвет или две свастики – белый и черный. Но именно черная свастика стала логотипом партии и символом фашизма в целом.
Связь между свастикой и Национал-социалистической рабочей партией Германии
С выбором черной свастики Гитлер стал убежденным в том, что это связывает его партию с германской империей и христианством. Исторически для германской империи свастика тоже была символом. Этот символ был частью герба рода Ганнибала для их национального содержания.
Свастика также использовалась в искусстве Возрождения в Германии и Австрии, где она символизировала возвращение Германии к своим культурным и историческим корням.
Кроме того, выбор черной свастики отражал сильный национализм и военную мощь Германии, происходившие от связи с Германской Империей. Нацисты строили идеологию равновероятности лидеров, превращая их в истинных героев своей нации. На данном этапе идеология Нацистов уже стала укореняться в сознании наций, и поэтому выбор символа был очень важен.
В конечном счете, свастика была использована нацистами как символ их движения, которое считалось верховным. Она стала символом всеобщего национализма, который стоял на первом месте в любой ценой. Нацистский символ свастики стал отражением идеологии власти, жесткости и безжалостности, которую антинационалистические демократические режимы поощряли как оппозицию всем режимам и всем формам общественной власти.