Во время общения с мусульманами можно время от времени слышать утверждения о том, что в Исламе запрещено заводить собак. Причина этого запрета не всегда ясна, а некоторые непосвященные люди даже могут оскорбиться на подобное утверждение. Однако, как и многие другие исламские запреты, это правило имеет свою основу в Коране и сунне Пророка Мухаммеда.
Прежде чем погрузиться в детали, стоит отметить, что эти запреты относятся только к домашним собакам, которые живут в закрытом помещении вместе с хозяевами. В Исламе нет никаких запретов на то, чтобы иметь животных в целом. Например, мусульмане могут заводить лошадей, коров, коз и других животных, используя их для транспортировки, для производства продуктов или для охоты. Однако собаки – это исключение.
Причина этого запрета раскрывается в следующих словах Пророка Мухаммеда, которых он произнес на своей смертном одре: «Когда идете на молитву, не берите собак с собой». Это утверждение было сделано несколько лет перед его смертью, и оно вызвало у некоторых своих последователей недоумение. Прежде всего, следует заметить, что запрет Пророка был именно на то, чтобы брать собак с собой на молитву в мечеть. Этот запрет основывался на том, что собаки были часто использованы для охоты, и их поведение могло привлечь внимание людей во время молитвы. Как известно, в мечети не принято отвлекаться на что-то другое, кроме молитвы, поэтому было решено исключить этот элемент.
Запрет хранения домашних собак у мусульман имеет еще одну основу. Дело в том, что в Исламе уделяется большое внимание чистоте и гигиене. Мусульмане должны выполнять многочисленные ритуалы очищения тела и одежды. Одним из таких ритуалов является Вуду, во время которого мусульмане моют лицо, руки и ноги, при этом используя воду. В этом ритуале есть специальные правила действий, и одним из этих правил является запрет на использование воды, которую успели налить домашние животные. Поскольку собаки зачастую находятся в доме и соприкасаются с предметами, на которых позже выполняется Вуду, считается, что их содержание несовместимо с религиозными требованиями и надлежащей гигиеной.
Наконец, следует отметить еще два момента, которые могут повышать нежеление мусульман по отношению к заводчеству собак. Во-первых, в некоторых мусульманских культурах собаки считаются нечистыми животными, которые не могут привносить чистоты и благополучия в дом. В таких культурах домашние животные вообще не приветствуются, а собаки становятся объектом особой неприязни. Во-вторых, некоторые современные мусульмане отдают предпочтение утверждению, что собаки не являются домашними животными в нашем понимании этого слова. Они убеждены, что собаки были обусловлены природой, чтобы работать на поле, охранять стада и т.д. – в общем, чтобы выполнять определенные функции. В этом случае в заводчестве собак они видят нарушение природы и определенной святости.
Таким образом, запрет на заводчество собак в Исламе имеет свои основания и основан на нескольких аспектах: религиозных, гигиенических и культурных. Однако это запрет затрагивает только домашних собак, которые живут в закрытом помещении вместе с хозяевами, и вовсе не означает, что мусульманам запрещено иметь любых животных в качестве домашних питомцев или помощников. Кроме того, в Исламе нет принципиальных запретов на то, чтобы люди вообще могли заводить собак. Некоторые мусульмане продолжают этим заниматься, считая, что в этом нет ничего категорически неправильного.