Исторически Москва называется третьим Римом в связи с тем, что после падения Византийской империи в 1453 году Москва, как православное государство, начала претендовать на наследие той империи и считать себя единственным наследником Византийской державы. Таким образом, Москва стала третьим Римом - новым центром православного мира.
Первым Римом была столица Римской империи - Рим. Однако, в 476 году Римскую империю разделили на Западную и Восточную. Восточная половина империи со столицей в Константинополе, стала известна как Византийская империя. Византийская держава стала наследницей Римской, поэтому у нее было право считаться вторым Римом.
Однако, в 1453 году турки-османы захватили Константинополь и свергли Византийскую империю. Воспользовавшись этим, Москва начала формулировать идею о том, что она стала новым центром православного мира и третьим Римом. Некоторые историки утверждают, что третий Рим перенесся в Москву, потому что русские князья уже давно считали себя преемниками Византийской империи.
Важным аргументом в пользу того, что Москва заняла место Византии в качестве третьего Рима, стала создание ряда символов, например, утверждение, что герб города Москва, состоящий из трех башен, символизирует три Рима. Это было впервые утверждено в XVI веке, когда российские писатели и искусствоведы, такие, как Стефан Литвинов и Феофан Прокопович, начали активную работу по созданию идеологии третьего Рима.
Также, Москва стала третьим Римом, потому что она стала самым важным центром православия. Она считалась местом, где находящийся в центре храм Василия Блаженного является иконой России. Кроме того, подчиненные Москве земли были частью большой политической силы. В то время как в центре был Царь, который утверждал, что все его земли являются своего рода наследниками Византийской империи, и должны быть центром христианства на земле.
Поэтому, можно сказать, что Москва стала третьим Римом в результате объединения многих факторов - наследие Рима и Византии, претензии южнославянских славянским державам в правах на священные земли Палестины, и мощные аргументы, связанные с верой и церковью. Москва стала не просто главным городом Российского государства, но и символом православной веры и единства православного мира.
Однако, не все соглашались с идеей о третьем Риме. Некоторые православные церкви, такие как Константинопольская патриархия, не признавали Москву третьим Римом, называя ее скорее «Восточным Римом». Идея третьего Рима также стала причиной неоднозначных отношений между Россией и другими православными странами, например, Грецией и Сербией, которые тоже претендовали на статус наследника Византии.
Сегодня идея третьего Рима является неактуальной для многих россиян. Однако, Москва до сих пор остается центром православия и Российского государства, и часто ассоциируется с идеей наследия Византии и идеалами православного мира. Аналогией можно считать США, которые тоже считают себя наследниками Римской Республики и полагают, что у них есть своя «божественная миссия», которую они должны выполнять на земле.