Почему "Мертвая душа" Н.В. Гоголя стала культовым произведением русской литературы? И почему образ Афанасия Ивановича Манилова вызывает столько контроверзий среди исследователей?
Вряд ли найдется человек, который не слышал бы о таком литературном произведении, как "Мертвая душа". Это произведение стало классиком и культовым среди русских читателей. И это не удивительно, ведь в "Мертвой душе" Гоголь обрисовал русский быт того времени, со всеми его прелестями и недостатками. Однако, самое интересное в этой книге - это главный герой, Афанасий Иванович Манилов.
Манилов - это образ типичного мещанина той эпохи. Его ленивость и бездеятельность вытекают не только из индивидуальности, но и из общественной ситуации в России первой половины XIX века. Бурное развитие русской культуры в этот период привело к образованию нового, интеллигентского слоя населения, который начал становиться лидирующим. И мещане, находясь в разрезе двух культурных миров, оказались на периферии общественной жизни и переживали своеобразный кризис. Гоголь как никто другой сумел этот кризис описать и показать на примере Афанасия Ивановича.
У Манилова четыре милых дочери, кому только они не достались в замужество, получил наследство в три тысячи душ, но ничего не делает для повышения своего благосостояния. Он является типичным представителем людей, которые при процветании страны пассивны, но становятся активными в период кризиса. И таким кризисом для Манилова стало то, что Павел Иванович Чичиков представился ему в виде потенциального зятя. Манилов быстро понял, что Чичиков умело лелеет доверие людей, и желание его отправиться в путешествие за покупками мертвых душ (которые не были вычеркнуты из списков), нашло отклик в его душе. Он был даже готов предпринять какие-то шаги для того, чтобы помочь будущему зятю в его интригах, но только на словах. На деле же - никаких действий.
Гоголь через образ Афанасия Ивановича Манилова показывает нравственный и психологический кризис российского общества той эпохи. Манилов является одним из первых носителей идей нигилизма, нежелания совершать действия на благо общества. Это проявляется в его лени и бездеятельности, которые описывает Гоголь. Однако, несмотря на все эти отрицательные качества, Манилов вызывает симпатию у читателя. В его образе просматривается своего рода жалость к мещанам того времени, столкнувшимся с кризисом личностного роста и социальной поглощенности.
Одним из важнейших моментов в образе Манилова является его дуализм. С одной стороны, он представляет собой типичного мещанина той эпохи, отмеченного своей бездеятельностью и леностью. С другой стороны, в нем есть человек глубокого чувства, который в то же время неспособен к решительным действиям. Он обладает каким-то видимым благосостоянием в форме безделья, но при этом терпит неудержимое личностное страдание. Именно в таком контексте дуализма Манилова составляет главную ценность его образа.
Манилов - это не единственный показатель общего кризиса российского общества, но он однозначно является самым важным и интересным образом в "Мертвой душе". Гоголь в своем произведении изображает не только человеческие пороки и недостатки, но и жалостливо обращается к своим персонажам, показывая их непонимание и страдания в современном обществе. Манилов - это существующий в реальной жизни тип русского человека, с которым сталкиваются многие поколения. Поэтому, несмотря на то, что образ Манилова вызывает множество контроверзий среди исследователей, его любят и понимают миллионы читателей по всему миру.