«антипасха»?
Красная горка, избушка со скатертью-самобранкой в головной убор, на которую надевали оковы, забрасывали в холодный колодец или на берегу реки, — всё это символы народной демонологии и замысловатой ментальности народа. Понимание самой глубокой природы этих ритуалов возможно только в контексте национального эпоса, народной мудрости и местных традиций.
Однако, прежде, чем рассмотреть народный смысл этого праздника, стоит остановиться на слове «антипасха», которое часто используется в культурном контексте. Антипасха, в переводе с греческого, означает «противопасха» и относится к первому дню после Пасхи в православной церкви, который является продолжением праздника Великой Недели.
Таким образом, красная горка, которая ранее называлась «красной Пасхой», была символом противоположенным Пасхе и получила своё название именно из-за своей антагонистической роли в отношении праздника. Праздник Пасхи - это празднование света, жизни и воскрешения, в то время как красная горка является символом смерти, тьмы, зла и дьявольской власти.
Несмотря на то, что современные россияне встречают Пасху весело и со знанием дела, празднование этого светлого праздника в средневековой Руси запомнилось как очень серьёзный ритуал, который был заострён на максимальной озабоченности защитой от духов зла. Стоит отметить, что Пасха для народа была не только памятью о воскрешении Христа, но и древним символом обновления и возрождения жизни и сознания в новый год.
Разные народы отмечают Пасху своей собственной манерой: католики освещают священный огонь в Ватикане, жители латиноамериканских стран украшают Пасхальные яйца в яркие цвета, итальянцы готовят Пасхальный пудинг, а англичане и американцы дарят своим близким и друзьям шоколадных кроликов и волшебных зайцев.
В России, до Октябрьской революции, антипасха была одним из самых важных народных праздников. В течение всего дня антипасхи собирали дерево, готовили карнавальные костюмы, дарили подарки и приготовленную ранее еду. Ночью они устраивали катание с горы на санях и праздновали до утра.
Традиционно, антипасха была связана с рядом ритуалов, которые имели магический и защитный характер. Один из таких ритуалов, связанных с красной горкой, заключался в том, чтобы забрасывать эту избушку со скатертью-самобранкой в колодец или на берегу реки. Говорили, что таким образом могут изгнать зло из себя и своей семьи и оберегаться от напастей.
Также существовало поверье, что красная горка может устрашить и отпугнуть злых духов, которые, по народной вере, могли оживиться во время Пасхи. Избушка со скатертью-самобранкой символизировала гроб, в котором спал злой дух, и забрасывание её в колодец или на берегу реки представляло собой символическое заключение духа в подводный мир.
Кроме того, существовал обычай надевать на красную горку оковы, что символизировало пленение злого духа и его лишение свободы. Это был своего рода экзорцизм, который должен был защитить дом и его жителей от зла и напастей.
Таким образом, красная горка антипасха называется не просто потому, что это праздник, который противоположен Пасхе. Эта символическая избушка со скатертью-самобранкой имеет глубокий и многогранный характер и является частью древних ритуалов, которые связаны с защитой от духов зла и обрядовых действий, направленных на очищение и укрепление духа человека.
В современности, красная горка и обряды, связанные с антипасхой, утратили свой магический и религиозный характер. Однако, они продолжают жить в народной памяти и являются своеобразным культурным наследием, которое олицетворяет традиции и обычаи народа.