Раскольников – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который поразил читателей своей сложностью и многослойностью как индивидуальной, так и общественной личности. В этой книге Достоевский описывает жизнь героя, который оказался в таком положении, что единственным выходом для него было совершить убийство. Раскольников произвел на читателя огромное впечатление своей необычной, сложной внутренней жизнью – его амбивалентность, то есть наличие различных противоположных черт, поведение и мысли, которые кажутся не соответствующими друг другу, позволили Достоевскому выявить не только индивидуальные проблемы героя, но и болезненные процессы в обществе на рубеже 19-20 веков.
Как и любой главный герой, Раскольников вызывает разные эмоции в читателях. Одни сочувствуют ему, другие ненавидят за его поступок. Однако существует категория людей, которые ненавидят Раскольникова не из-за его преступления, а из-за его личности и мировоззрения. Этими людьми являются каторжане.
Каторжане – это люди, которые жили на рубеже 19-20 веков и были вынуждены работать в тюрьмах и рудниках на каторжных работах. Они составляли значительную часть населения глубинки, зачастую были лишены образования и возможностей для развития, их жизнь была сведена к тяжелому физическому труду и постоянной борьбе за выживание. Для каторжан Раскольников стал олицетворением всего того, что они ненавидели в своей жизни.
Во-первых, у Раскольникова была высшее образование, что было для многих каторжан недоступно. Он был умным и образованным, что являлось для них причиной зависти и неприязни. Раскольников проявлял высокомерие в отношении простых людей, что становилось для каторжан еще одним поводом ненавидеть его.
Во-вторых, Раскольников был самодовольным и непоследовательным, выражаясь прямо скажем, он был «недоносок» и «лицимер». Именно эти качества являлись для каторжан особенно обидными, так как они были привычны к прямолинейности, светскую высокомерие в поведении и действиях богатых людей считали открытым насмешками над ними. При этом Раскольников не просто был самодовольным, он был скрытным и лживым, а это оказывало на каторжан еще большее негативное воздействие.
В-третьих, Раскольников был несправедливым и эгоистичным, так как своим поступком он лишь удовлетворил свои собственные потребности, а не побороть социальное неравенство. Для каторжан, которые вынуждены были тяжело работать и жить в нищете, такое поведение было неприемлемым. Кроме того, они видели в Раскольникове человека, который не только не борется за правду и справедливость, но и загранник, который уклоняется от ответственности за свои действия.
В-четвертых, Раскольников воспринимался каторжанами как личность, которая говорила о высоких идеалах, но не поддерживала их действиями. Он обращался к высоким понятиям, но не мог дать конкретных примеров своего применения. Каторжане, видя в Раскольникове своего зеркало, которое они сами не могли понять или использовать, начали чувствовать к нему гнев и ненависть.
Таким образом, ненависть каторжан к Раскольникову возникла из-за его элитарности, высокомерия, непоследовательности, эгоизма, проявленного в его поступках, и из-за отсутствия конкретных примеров из его жизни, которые могли бы укрепить его репутацию и вкусить внимание каторжан. Каторжане видели в Раскольникове не просто убийцу, а символ всего того, что они не могли понять в своей жизни. Хотя Раскольников и оказался сегодня одним из наиболее известных персонажей российской литературы, но для каторжан он всегда останется символом лжи и обмана.