Канта называют агностиком по нескольким причинам, связанными с его философскими взглядами и трактовкой понятий знания и религии.
Во-первых, Кант придерживался критического идеализма, который подразумевал, что все познание начинается с субъективного опыта, и свидетельства чувственного восприятия были основой для наших понятий о мире. Он анализировал способность разума познавать мир и пришел к выводу, что разум ограничен, и мы не можем полностью познать истину о реальности. Он утверждал, что мы можем знать только то, что доступно для нашего опыта, и что все, что выходит за пределы этого опыта, остается неизвестным для нас.
Во-вторых, Кант разработал два основных типа познания: априорное и апостериорное. Априорное знание основывается на априорных принципах и не зависит от опыта, например, математические и логические истины. Апостериорное знание, с другой стороны, основано на опыте и зависит от него. Он считал, что наш разум не может достичь априорного познания о Боге или бессмертии души, так как это лежит вне пределов нашего опыта. Таким образом, он был скептически настроен относительно возможности достижения истины в этих областях.
В-третьих, Кант выделил рациональную веру в Бога в отдельную категорию, называя ее "практическим постулатом". Он считал, что рациональная вера в Бога является необходимой для осуществления морального закона и нравственности в обществе. Однако, он отмечал, что вера в существование Бога не может быть доказана или опровергнута разумом, и она является скорее вопросом практической необходимости, нежели знания. Таким образом, Кант был агностиком относительно существования Бога, поскольку не считал возможным достижение априорного познания в этой области.
Несмотря на то, что Кант называется агностиком, он не отрицал религиозный опыт и значение религии для морали и этики. Он признавал, что религия может служить ценным этическим ориентиром и способом развития моральных ценностей, хотя и не считал возможным достичь полного познания о божественном. Он считал, что религиозные представления имеют прежде всего практическое значение для этики и нравственности, нежели для достижения истины.
Кант также различал между тем, что он называл "действительным" и "идеальным" религиозным опытом. Действительный опыт относится к реальной религиозной жизни и практике, включая ритуалы, обряды и веру в Бога. Он признавал значение этих аспектов религии для людей, но считал, что они не являются источником объективной истины или знания. Идеальный опыт, с другой стороны, относится к моральным и духовным аспектам религии, таким как любовь к ближнему, милосердие и стремление к совершенству. Он считал, что это является более ценным и важным, чем действительный опыт, и что они могут быть достигнуты без привязки к конкретным религиозным доктринам.
Таким образом, Кант был агностиком в том смысле, что он отрицал возможность достижения абсолютной истины о Боге и религиозных вопросах разумом. Он признавал роль религии в этике и морали, но не считал возможным обосновать или опровергнуть существование Бога на основе рациональных аргументов. Его философия была ориентирована на ограничения разума и признавала ограниченность нашего познания о мире.