Философ Гераклит из Эфеса воспринимал мироздание как непрерывно изменяющуюся, достаточно сложную и разнообразную систему, путём познания который можно достичь истины о мире в целом. Главной составляющей этой системы был для Гераклита огонь – универсальный элемент, который объединяет все проявления бытия, все жизненные и космологические процессы в окружающем мире.
Греки древности представляли себе возникновение вселенной как особую форму рождения, зарождения чего-то нового. В сравнении с ускоряющимся движением огня возникновение вселенной протекало необычайно быстро, причём одновременно с возникновением материи, пространства и времени. Таким образом, от образующего его первоначально огня, они считали, по Гераклиту, происходят все космологические явления, подчиняющиеся изменению и превращению.
Гераклит разделял линию понимания огня с другими древними философами, идеи которых, однако, противоречили его взглядам. Некоторые представляли огонь в качестве его зародыша, из которого вырастут другие элементы, такие как вода, земля и воздух. Другие полагали, что огонь – это лишь один из четырех главных элементов вселенной, выступающих наравне с землёй, воздухом и водой. Гераклит же рассматривал огонь как нечто более сложное и более обширное.
В своих изречениях Гераклит использовал термин "огонь" в множественном числе и различных значениях. Он был понимаем как категория, которая затрагивала все аспекты мироздания – космос, жизнь людей, борьбу и мир, хаос и красоту. Различные формы проявления огня – газ, жидкость и твёрдые тела, энергетические вихри и другие – по мнению Гераклита, воплощали разные стадии жизненного цикла, с которыми связаны все уровни бытия. Огонь, для него, – это первичная материя, атрибут и сила жизни одновременно.
В своей философии Гераклит также подчёркивал, что огонь не только символизирует жизненную силу вселенной, но и является воплощением противоречий и борьбы за существо и смерть, что до мозга костей было известно обществу того времени. Здесь он утверждал, что огонь одновременно порождает и пожирает, создаёт и разрушает. Он показал, что если принять мир как единственное хорошее и лучшее, то следует понимать, что мир и трудности находятся на одной и той же стадии.
Безусловно, образ огня оказал на Гераклита большое влияние на формирование его философских взглядов. Он считал, что все явления мироздания – духовные и материальные, интеллектуальные и чувственные – находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, как и сам огонь. Гераклит утверждал, что все явления мира проходят через стадии становления и исчезновения, и ничто не может оставаться неизменным вечно.
Гераклит не увидел разницы между огнем и относительной душой человека. Он считал, что жизнь и смерть обладают единым характером, и что они могут происходить только сочетанием живой и неживой материи. Огонь, как первоначальная энергия, определял эти ступени, тем самым, что он был способен объединять противоположности, объяснять различные явления и отношения, происходящие в мире, но никогда не уводил в панику или подавленность. Он был главной причиной, объясняющей все процессы в мире, все возникновения разных явлений, и разнообразия существующих в мире форм.
Таким образом, для Гераклита огонь был философским символом вселенной. Он определял все процессы исчезновения и возникновения, борьбы и единения, происходящих в мире, показывая, как эти противоположные явления связаны между собой. Огонь – это живая сила, которая поглощает все противоположности и как бы направляет их на путь возвращения к своим первоначальным состояниям. Для Гераклита эта философская концепция огня была не просто одним из многих теоретических построений, но и одним из ключевых элементов понимания места и роли человека в непредсказуемом и непрекращающемся жизненном пути мироздания.