Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – ведущий немецкий философ XIX века, создатель гегельянства и один из основоположников классической немецкой философии. Одно из главных достижений Гегеля заключается в том, что он предложил концепцию «объективного идеализма», которая выступает в качестве философской модели реальности.
Главное принципиальное отличие объективного идеализма от других идеалистических доктрин, таких как социальный идеализм, трансцендентальный идеализм и т.д., заключается в том, что он утверждает, что реальный мир существует независимо от человеческого сознания, но он опосредуется идеей. Гегель считает, что наша концепция действительности и все, что мы можем знать о мире, является всего лишь нашими мыслями о реальности, которая существует вне нашего сознания. В этом смысле, что идея играет главную роль в нашем восприятии мира.
В своем понимании объективного идеализма Гегель предполагает, что идея является не только субъективной формой нашего восприятия и понимания мира, но и объективной реальностью. Он считает, что идея является более реальной, чем все то, что мы можем воспринимать через наши чувства. Для Гегеля, идея является логическим началом всего сущего, и она присутствует во всем. Он утверждает, что все проявления мира являются проявлениями единой идеи и что в идеи содержится всеобщее значение и смысл.
Одна из ключевых идей Гегеля заключается в том, что мир – это процесс, и что он развивается в соответствии с логическим законом. Гегель утверждает, что идеи изменяются и развиваются, и что эта эволюция идей в конечном итоге приводит к изменению мира. Он считал, что этот развитый мир – это совершенная идеальность, достигающая своего завершения в абсолютной идеи, которая представляет собой всеобщую идею.
Гегель считал, что все, что мы видим и воспринимаем в мире, включая все проявления жизни, являются проявлениями единой идеи. Он объяснял, что идея не только создает мир, но и устраивает мир, определяет его порядок и смысл. Он считал, что мир можно понимать только через понимание идеи.
Другой важной идеей, связанной с объективным идеализмом Гегеля, является его понимание диалектики. Гегель считал, что развитие идеи происходит через диалектический процесс. Этот процесс состоит в том, что идея, которая изначально противоречива и несовершенна, развивается путем ее противостояния, абсорбирования и преодоления своих собственных противоречий. Гегель считал, что этот процесс развития идеи происходит в трех фазах: тезис, антитезис, и синтез. Он считал, что эти противоречивые фазы всегда присутствуют в процессе развития идеи, и что только через их противостояние и синтез можно достичь более высокого уровня истины и понимания мира.
Таким образом, объективный идеализм Гегеля заключается в том, что он утверждает, что мир и его проявления являются реальными, существующими независимо от человеческого сознания, но опосредованными идеей. Он считал, что идея является объективной реальностью, более реальной, чем все, что мы можем воспринимать через наши чувства, и что она присутствует во всем. Согласно гегельянству, мир - это процесс развития идеи, который происходит через диалектический процесс, состоящий из трех фаз: тезис, антитезис и синтез.
Однако, понимание объективного идеализма Гегеля вызывает у некоторых философов критику, так как он не учитывает существование реальных физических вещей, а также реальных событий. Критики утверждают, что Гегель полностью исключает возможность научного познания реального мира, считая все его проявления проявлениями идеи. Также, критики считают, что подход Гегеля слишком абстрактен и отдален от реальности, в результате чего он не может быть признан объективным.
В заключение, объективный идеализм Гегеля представляет собой глубокую и оригинальную философскую концепцию, которая попыталась объединить реализм и идеализм. Она утверждает, что идея является более реальной, чем все, что мы можем воспринимать через наши чувства, и что она присутствует во всем. Несмотря на критику, объективный идеализм Гегеля оказал огромное влияние на развитие западной философии и продолжает вызывать интерес и отклик в наши дни.