Невозможно дать исчерпывающий ответ на такой вопрос, так как его посыл основан на грубом идеологическом заблуждении. Этот идиоматический вариант выражения часто используется для описания отношения к евреям, которое главным образом определяется не религиозными мотивами, а скорее политическими, культурными и социальными факторами.
Исторические корни
Если говорить о религиозном значении выражения, то его исход можно связать с одной из самых серьезных катастроф еврейского народа – разрушением Второго храма в Иерусалиме римскими легионами в 70 году нашей эры. Это событие было воспринято еврейскими религиозными лидерами, более всего фарисеями, как результат огромного морального ужаса, возмездия за нечестивость и грехи народа, и как последствие «отступления от закона». Они обвинили в этом открыто соседей-самарян, которые живут к северу от Иудеи и не признают Иерусалимского храма, и высказали ненависть к ним и к другим народам, которые, по их мнению, запятнали святотатство своими делами и неуважением к Богу. Отсюда произошло значительное количество выражений, связанных с проклятиями, направленными против этих народов, в том числе и «проклятый богом народ».
Однако, если оставить в стороне религиозные понятия, то такое отношение к евреям можно обусловить историческим контекстом их существования. Еврейский народ всегда считался нацией-странным элементом в странах, где они жили (а жили они среди других народов уже неопределенно долгое время, как минимум период с их изгнания из Израиля в VI в. до нашей эры). В связи с этим они были подвергнуты значительной дискриминации, преследованиям и гонениям. Очень часто евреям запрещалось владеть землей, торговать, выходить замуж или жениться на представителях большинства, служить в армиях или в церкви и так далее. Это все происходило из-за их отличительных черт – языка (еврейский), веры, обрядов, культурных особенностей. Таким образом, можно сказать, что евреи страдали не из-за свойств своей национальности, а скорее из-за того, как другие народы переводили этот факт на свою площадку.
Другие факторы
Сборный опрос, проведенный недавно в Израиле, показал, что 61% респондентов считают, что «весь мир ненавидит евреев» или «хотя бы большинство стран». Такой высокий процент может быть обусловлен не только историческими аспектами, но и политическими, экономическими и культурными аспектами. Несмотря на то, что сегодня евреи живут во многих странах и участвуют в жизни общества наравне с другими группами, оставлять в прошлом негативное отношение к ним невозможно. В различных странах существуют организации, направленные на распространение антисемитской идеологии, пропаганду крайнего национализма и дискредитацию еврейской культуры. Это может проявляться в различных формах: от периодических актов насилия до скрытой дискриминации на работе или в образовании.
Политические факторы также играют важную роль в формировании отношения к евреям. Во многих конфликтных ситуациях, возникающих в мировой политике, еврейский народ выступает в качестве одного из участников. На таких конфликтных площадках как Ближний Восток или Россия с Украиной, еврейский народ часто сталкивается с критикой и неприязнью. Критика может быть обусловлена тем, что они являются защитниками своих национальных интересов, независимо от того, кто находится на противоположной стороне конфликта. Это затрагивает интересы сторон, которые не охвачены конфликтом, и они могут начинать свою кампанию против евреев, считая их виновниками конфликта.
Культурные и идентичностные аспекты также играют роль в отношении к еврейскому народу. Еврейская культура имеет свои особенности, которые не всегда воспринимаются позитивно обществом. Например, отдельные религиозные практики могут вызвать возмущение и критику, а ведущие фигуры еврейского народа могут казаться непонятными или вызывать неприязнь своими высказываниями. Эти факторы также могут сыграть роль в формировании отношения к евреям.
В конце концов, зачастую речь идет о стереотипах и предрасположенности определенных народов к другим национальным группам. Идеологический дискомфорт может быть обусловлен не столько религиозными мотивами, сколько формированием стереотипов о евреях на основе мифов, легенд и негативных событий прошлого. Например, знаменитая легенда о еврейских убийцах младенцев, которая распространялась многие века в Европе, вособенности, может способствовать формированию неприязни к евреям.
В заключении, можно сказать, что идея о том, что евреи – проклятый богом народ, не имеет никакой основы в реальности. Она базируется на негативных стереотипах, исторических событиях и политических факторах. Еврейский народ, как и все остальные народы мира, имеет право на свою идентичность, культуру и веру. Их преследование, дискриминация и гонения, независимо от мотивации, являются преступлением против всего человечества и должны быть осуждены.