В отечественной литературе XX века два именитых поэта - Сергей Есенин и Владимир Маяковский - считаются противостоящими фигурами, между которыми имелась некая вражда. Почему же эти два поэта были не в ладах друг с другом, хотя и жили в одно время и в одном литературном пространстве?
По мнению многих исследователей и литераторов того времени, причины вражды Есенина и Маяковского лежат в различиях их характеров, мировоззрения и религиозных убеждений. Маяковский был ярым борцом за социальную и культурную революцию, поддерживая лозунги партии и идеологию коммунизма. Он видел свою задачу в том, чтобы привнести в поэзию новые темы и формы, отрешиться от старых традиций и перейти к новому стилю и направлению. Есенин же был скорее романтиком, тяготел к патетике, любил русскую природу и народные обычаи, был против коммунизма и ярой борьбы против буржуазии.
Известно, что Маяковский был участником восстания матросов в Кронштадте в 1921 году, когда крепостные моряки выступили против большевиков и их политики. Поэт видел в революции настоящее освобождение и радикальную перестройку общества, а восстание матросов выглядело для него как попытка восстановления старого режима и ослабления власти рабочего класса. Есенин же выступал против разрушения ценностей русской культуры и традиций, видел в коммунизме культ бездушной массы и отрицал идею равенства и братства.
Также существовала и творческая конкуренция между поэтами. Оба были авторами ярких, эмоциональных и своеобразных стихотворений, но имели разные стили и тематики. Маяковский писал о социальной борьбе, прогрессе, технике и машине, а Есенин - о любви, природе, религии, духовности. Их поэтические программы и идеи противополагались друг другу, что, очевидно, могло привести к конфликтам и недопониманию.
Тем не менее, следует отметить, что Есенин и Маяковский не были врагами в прямом смысле этого слова. Они не высказывали друг о друге открытых оскорблений или угроз, не устраивали кампаний против оппонента. Да, они были оппонентами, но в рамках дуэльной борьбы, которую в наше время можно было бы назвать «баттлом поэтов». Все это можно рассматривать скорее как проявление профессионального реверанса друг другу, взаимной ценности и значимости.
Как уже было сказано выше, Есенин и Маяковский представляли различные художественные ориентации и мировоззрения. Их разногласия были не только литературного, но и политического, эстетического и философского характера. Маяковский был художником нового времени, который стремился создать новый мир креативного лидерства и технического прогресса. Он был ярым дефендером созидательного духа и генератором производительных идей. Есенин, напротив, был заступником всего традиционного, негативно относился к технике и прогрессивному мышлению, а также занимался продвижением известных народных ценностей и культуры.
Также многие исследователи утверждают, что взаимные неприязнь и обиды между Есениным и Маяковским имели связанные с любовными переживаниями. Оба поэта были известны своими любовными интригами и помраченными отношениями со своими возлюбленными. Есенин был замужем за Американкой Имогеной Гейдж, а Маяковский, как известно, имел романтические отношения с Лили Брик. Поэты могли вступать в конфликт из-за своих взаимоотношений с женщинами, которые были достойными и прекрасными, но чей фавор они оба не могли получить в полном объёме.
В целом, причина вражды между Есениным и Маяковским - результат сложной комбинации нескольких факторов, таких как различия в мировоззрении, творческом замысле, их личных отношениях и романтических интригах. В тех условиях, в каких существовали эти два поэта - в эпоху драматического перехода России к новому общественному строю - конфликты и противоречия в быту и идеологии были вполне ожидаемыми и естественными. Однако, несмотря на разногласия, можно утверждать, что вклад этих двух выдающихся поэтов в развитие отечественной культуры и литературы был огромен и бесценен для истории творчества и национального самосознания России.