Бодхидхарма – один из самых значимых фигур в истории буддизма, его уход на восток имеет неоценимое значение для развития этой религии в Китае и Японии. Многие исследователи приводят различные объяснения тому, почему Бодхидхарма ушел на восток, но есть несколько ключевых факторов, которые, возможно, повлияли на его решение перебраться из Индии в Китай.
Первым и наиболее важным фактором, который мог повлиять на Бодхидхарму, была его сильная убежденность в необходимости распространения буддизма на Западе. Сам Бодхидхарма был выдающимся ученым и монахом буддийской традиции, он прекрасно понимал, что буддизм находился в тяжелом положении в Индии, где его преследовали и подавляли власти Империи Гуптов. Более того, Бодхидхарма осознавал, что в Европе и Америке существует множество людей, которые могут заинтересоваться буддизмом и будет готовы изучать его. Поэтому Бодхидхарма решил продолжить распространение буддизма уже на востоке – в Китае и Японии.
Вторым фактором, который сыграл роль в принятии решения Бодхидхармой перебраться на восток, была его связь с выдающимся китайским монахом Дэньхэном. Дэньхэн – монах буддийской традиции, который проживал и деятельност в Центральной Азии в конце V века. По легенде, Бодхидхарма увидел во сне великолепный горный пейзаж, и решил передать свои знания Дэньхэну, чтобы тот продолжил дело распространения буддизма. В итоге Бодхидхарма переехал в Южную Шаньси в 526 году нашей эры и здесь провел остаток своей жизни.
Третьим и не менее важным фактором, который повлиял на принятие решения Бодхидхармой, были изменения в политической обстановке на Востоке. В то время, как Индия пребывала в хаосе и политических протестах, Китай был одним из наиболее процветающих государств во всем мире. Императору Шефу удалось достичь мира и процветания благодаря введению сильных реформ в экономике и политике. Более того, Китай находился в эпоху «династии Лианг», которая считается Золотым веком китайского буддизма, своего рода «золотой эпохой» развития и распространения буддизма. В этот период в Китае появилось множество новых буддийских школ и негласно установилась национальная культурная идентичность буддизма. Не удивительно, что Бодхидхарма решил переехать в Китай, чтобы принять участие в этом расцвете религии и дополнить китайскую культуру своими знаниями и опытом.
Кроме того, стоит упомянуть и другие возможные факторы, которые могли повлиять на решение Бодхидхармы: его желание стать учеником известного восточного мудреца Лао-цао, его стремление посетить места, где первоначально были распространены буддийская доктрина и практика, а также желание вернуться в родовую религиозную традицию, которая в Индии уже успела замереть.
В целом, уход Бодхидхармы на восток был не только следующим логичным шагом после приказа своего учителя спасения коренному населению в Китае, но также и сложным выбором, который сопровождался определенными рисками и неизвестными переменами. Мы можем предположить, что Бодхидхарма оценил все эти факторы, когда он принимал свое решение. Как показывает история, его переезд на восток оказался не только удачным шагом для буддизма, но и серьезным вкладом в развитие восточной культуры и философии, а также в формирование уникального восточного стиля буддизма, который на сегодняшний день остается очень важным в мировой религиозной и культурной идентичности.