Согласно русскому фольклору, бирюк - это одноглазый гигант, который умеет спутывать ноги путом и потом принуждает своих жертв петь и играть на музыкальных инструментах до потери сознания. В одном из произведений этого жанра, которое опубликовано в журнале "Народное творчество" в 1894 году, описывается ситуация, когда бирюк отпустил крестьянина после того, как тот стал играть на своем баяне.
Этот сюжет повествует об одном крестьянине, который, прогуливаясь по лесу, встретил бирюка. Гигант начал ему угрожать, но крестьянин сказал ему, что умеет играть на баяне. Бирюк с сомнением попросил его сыграть на этом инструменте, и в ответ услышал мелодичные звуки. Крестьянин играл так душевно, что бирюк был зачарован и даже заплакал. После этого он отпустил крестьянина с миром.
Этот сюжет имеет несколько трактовок. С одной стороны, он может быть пониман в общем смысле, как пример того, что музыка может преодолеть различия и преодолеть трудности, воспевая духовность и красоту. Вместе с тем, если принимать сюжет в контексте легенд о бирюке, можно понять, что здесь присутствует и более конкретный смысл.
В мифологии бирюк, как правило, ассоциируется с определенными аспектами погоды, сезонов и временем года. Бирюк может быть как духовной силой природы, так и привидением. В зависимости от толкования, бирюки могут быть представлены в различных светах - в качестве добрый или злых существ.
Однако, даже учитывая сложный и, в некотором смысле, многогранный контекст, в этой конкретной легенде можно увидеть сюжет об искусстве и его воздействии на аномальное существо. Эту идею можно раскрыть, опускаясь до нескольких базовых уровней.
На первом уровне, исходя из самой легенды, можно размышлять о том, как искусство может воздействовать на любой вид жизни. Вместо того, чтобы пугаться и бояться бирюка, крестьянин решил использовать свой талант, чтобы прийти к бирюку ближе. В результате выяснилось, что это существо не является мерзким и злым, как изображено в других легендах. Намного лучше, чем дебатировать и бороться между собой, люди могут использовать искусство, чтобы находить общие земли с даже самыми неприятными существами.
На втором уровне можно понимать искусство как средство, которым человек может навязывать свою волю аномальным существам. Подобную тему отображает например мировая литература. Крестьянин, играя на баяне, перепрограммировал бирюка и вызвал у него более мягкое, человечное поведение. В этом контексте прямо или косвенно настоящее искусство считается не просто способом поддержания традиций, но и методом действия на реальную действительность. В этом же ключе примерами можно назвать множество сцен в различных книгах и фильмах, когда герою удается растворить неладную атмосферу, благодаря знанию какого-либо искусства (музыки, танца, живописи и т.д.).
На третьем уровне можно использовать данную легенду как метафору для своих личных проблем. Например, можно понимать так, что когда человек сталкивается с трудностями, даже если они кажутся огромными и почти неразрешимыми, самое лучшее решение - найти способ использовать свой талант, чтобы сплести "музыкальную сеть" с непроницаемой структурой, которая окажется настолько сильной, чтобы справиться с более мощной силой.
Как видно, история, описывающая почему бирюк отпустил крестьянина, имеет множество возможных интерпретаций и их очень много. То или иное толкование выбирается из контекста, где использована данная легенда. Однако, независимо на каком уровне мы рассуждаем, одно из очевидных заключений - искусство обладает великой силой, которая позволяет человеку перестраивать и ставить на место окружающую реальность.