Матрена Никитична Здоровкина – легендарная фигура в русской культуре, которая существует в восприятии большинства как женщина необыкновенной духовности и праведности. В данном тексте предпринимается попытка детально ответить на вопрос, почему автор считает Матрену Здоровкину праведницей.
Стоит начать, пожалуй, с самой фамилии героини. Здоровкина. Это не случайно. В своей книге «Матрёнин двор» Александр Твардовский пишет о том, что в её роду были такие люди, которые жили до ста лет, и даже больше того. Здесь уже прослеживается некая идея возвышения, превращения обыкновенной женщины в нечто большее, в человека, который практически не подвержен болезням и проблемам со здоровьем. Но это только первый шаг на пути к обоснованию статуса праведницы.
Далее, описывая Матрену, автор уделяет большое внимание её внешности – скромное платье, носовой платок, белый платок на голове. Это визуально подчёркивает скромность и целомудрие героини, её отсутствие материальных потребностей, а значит и несвязанность с мирскими заботами, что-то похожее на образ монахини. Однако здесь мы можем остановиться и подумать о том, что целомудрие и скромность – это лишь внешние признаки, а значит, чтобы назвать Матрену праведницей, нужно копнуть глубже.
О том, что Матрена – молитвенница, говорится не раз. Вот один из примеров, когда она молится за всех, кто к ней обращается: «Ой, не портите грешники жизнь свою, а покайтесь, ежели беременны, души свои спасайте. Матрена молится за вас! Молится, любит вас пред Богом!». Здесь мы сталкиваемся с очень важным аспектом её личности – способностью к состраданию и желанию помочь людям. И это не просто желание, а активные действия: Матрена принимает их дома, кормит их, лечит их. То есть она не просто молится, но и действует в соответствии со своими молитвами.
Однако при всей своей «привилегированности», она не забывает о том, что когда-то она была обычной женщиной, которая тоже испытывала радости и печали, которая лишь благодаря своему человеческому опыту может понимать и помогать другим. Вот что она говорит в одном из своих обращений к людям: «А я ведь бедная, и знать не знаю, что законно, а что не законно… грамотно, да и крестины… Но всем, кто ко мне приходит, я говорю: найдём выход! Я ж скорее умру, чем кого-нибудь оставлю без помощи».
Таким образом, Матрена Здоровкина является символом благотворительности, сострадания, милосердия и настоящей праведности. Она не стремится к излишней религиозности и не презирает людей, которые не обладают её сверхъестественными духовными способностями, а, наоборот, отзывается на Её мольбы и помогает им. Она – пример добродетели и сострадания в наше время, когда многие забывают о таких ценностях, как забота о ближнем и поддержание традиционных ценностей. Матрена – это человек, который не потерял веру в свои принципы и остался верен своим идеалам, но при этом он не критикует других, а помогает им найти свои пути в жизни.
Итак, почему же автор считает Матрену Здоровкину праведницей? Потому что она является живым доказательством того, что доброта, милосердие, сострадание и вера в Бога могут изменить жизнь любого человека и сделать его настоящей праведницей. Она показывает, что сам основоположник христианства – Иисус Христос – сказал: «Що боїться нищого, той осуджує Бога». Матрена просто следует этим словам на каждом своём действии, именно поэтому она выше обычных людей в достижении праведности. Она – непревзойденный пример того, как остаться человечным и добрым в самых сложных условиях жизни.